Какими они были, те «старики», что шли в бой? Виталий Иванович Попков. Часть 6: о фильме Л. Быкова и кое-чём ещё

Рассматривая основные этапы жизни дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя, одного из легендарной первой десятки советских асов времён Великой Отечественной войны Виталия Ивановича Попкова, нельзя обойти вниманием непростую судьбу замечательного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

Историй про лётчиков, подобно Кузнечику по разным причинам не допущенных к боевым вылетам, которые при появлении над своим аэродромом фашистских самолётов прыгали в первый попавшийся истребитель и сбивали врага, было немало. Также далеко не в единственной эскадрилье из лётного и технического состава создавался любительский музыкальный коллектив, с успехом выступавший не только перед своими товарищами, но даже в нелётную погоду дававший настоящие концерты разнообразнейшим гостям, посещавшим расположение части. А вот комэск с позывным «Маэстро» был только один — Гвардии капитан, Герой Советского Союза В. Попков.

В 1969 году генерал-лейтенант Попков был приглашён на празднование 30-летнего юбилея своего родного полка, с которым он прошёл всю Великую Отечественную. Полк входил в состав Южной группы войск Варшавского договора в Венгрии и располагался в районе озера Балатон. Среди артистов, приехавших на юбилейный концерт, оказался Леонид Быков, напомнивший Попкову об их первой встрече на Украине в 1944 году.

Тогда Быкова, выступавшего в детском ансамбле перед лётчиками, освобождавшими родную страну, так заворожили услышанные там рассказы, что он загорелся мечтой о небе. Леонид дважды пытался поступить в лётное училище, но каждый раз медики зажигали перед ним красный. Пришлось расстаться с заветной мечтой, но появилась другая: снять фильм о «поющей эскадрилье», с которой он случайно познакомился в детстве. Поэтому, как только появилась возможность через 25 лет после окончания боев встретиться с ветеранами, он решил выжать из этой встречи максимум.

После рассказов Попкова и других «стариков» на свет появился сценарий фильма. Единственным отличием от реальных событий первого боя Кузнечика оказалось воинское звание молодого лётчика. Ну, никак не хотел Быков видеть своего героя в сержантской форме, он считал, что это обязательно должен быть офицер, а уж у закончившего авиационное училище «на отлично» погоны на плечах должны быть лейтенантскими. Вот таким мы и увидели лейтенанта Александрова по прозвищу Кузнечик. Что касается Маэстро — капитана Титаренко, то при первой, пусть совершенно случайной, встрече будущего автора фильма и прототипа главного героя Попков уже был и Гвардии капитаном, и Героем Советского Союза.

Через несколько лет состоялся просмотр фильма «В бой идут одни «старики». Попков вспоминал, что картина его буквально потрясла и вернула в те далекие военные годы, настолько всё достоверно было снято. Он посчитал фильм лучшим о военных лётчиках. Понравился фильм и остальным зрителям, за исключением министра культуры Украины, который должен был принять окончательное решение о выходе ленты на широкий экран.

Мнение чиновника оказалось резко отрицательным, и он применил к картине своё право «вето». Он посчитал, что в фильме о военных лётчиках должны быть только воздушные бои, а в нём только и делают, что поют, танцуют и влюбляются. И хотя на вопрос Попкова: «А Вы были на войне?», последовал отрицательный ответ, министр посчитал, что так Родину не защищают.

Только после вмешательства Главкома ВВС и заместителя министра Обороны СССР, дважды Героя Советского Союза лётчика-истребителя Павла Степановича Кутахова, который на специально организованном для него просмотре задал прямой недвусмысленный вопрос: «Ну и какой же дурак не выпускает этот фильм?», судьба кинокартины была решена. С тех пор фильм стал одним из самых любимых в нашей стране у зрителей различных возрастов.

В 2004 году в прокате появился документальный фильм режиссёра Анны Деникиной «Его позывной — Маэстро». Нетрудно догадаться, что героем фильма является Виталий Иванович Попков.

В 2005 году по телевидению началась демонстрация сериала «Александровский сад». Так вот, прототипом одного из персонажей картины — Алексея Казарина, друга сына вождя Василия Сталина, также был Виталий Попков. При этом прототипом шофёра гаража ВЦИК, который находился в Манеже, Казарина-старшего, был Иван Попков, отец Виталия Ивановича. Так что Попков стал прототипом трёх персонажей нашего кино.

Я думаю, что у многих, интересующихся историей военной истребительной авиации, могут возникнуть некоторые вопросы. Например, такой. Как получилось, что столько Героев Советского Союза собралось в одной эскадрилье? Конечно, в первую очередь надо признать, что учитель у них был прекрасный. Попков постоянно воспитывал своих подопечных, да и его личный пример действовал на них подобающе. Кроме того, объяснение этому следует искать в своеобразных критериях поощрения наших лётчиков за каждый сбитый вражеский самолет.

Было чётко прописано, за сколько сбитых самолётов к каким медалям и орденам представляется победитель воздушного боя, сколько надо одержать побед для получения Золотой медали Героя Советского Союза. В качестве поощрения ещё были предусмотрены и денежные премии, и кратковременные отпуска домой, к родным и близким. Поэтому опытные, бывалые «старики» использовали свой приём поощрения. Поскольку с земли не видно, кто в групповой круговерти сбил врага, «старики» нередко «дарили» победы другим менее удачливым лётчикам. Попков не отрицал, что тоже пользовался таким приёмом.

Есть и другой вопрос. Как правило, в воздушном бою принимает участие по несколько самолётов с каждой противной стороны. Почему же у каждого аса в послужном списке числятся в основном личные победы, а групповые исчисляются единицами? При рассмотрении критериев поощрения лётчиков за победы над врагом находится чёткое и логичное объяснение и этому феномену.

Разница между личной победой и одержанной в группе отличалась почти на порядок, то есть победа в группе была как бы и не победой вовсе. Естественно, что лётчики после окончания полёта решали между собой, кому засчитать победу в спорном случае. Чаще всего для определения победителя использовали старинный способ: бросали монету, и «орёл — решка» решали судьбу поощрения. При этом монетки бросали по очереди. Вроде бы всё справедливо. Но среди лётчиков-истребителей немало попадалось воспитанников детских коммун для беспризорников. Вот они были настоящими профи в кидании монетки. Из ста они могли выбить почти сто «орлов» или «решек», чем беззастенчиво и пользовались.

Уже после войны американцы в книге «Асы Второй мировой войны» насчитали у Попкова 168 сбитых самолётов, англичане в книге «Асы Сталина» дали ему 58 личных побед и 18 в группе, но это был их счёт. В официальных документах остались цифры: 41 сбитый фашистский самолёт в личных боях и 13 в группе. Сам же Виталий Иванович посчитал несколько по-другому: 47 самолётов лично, 9 в группе, да ещё 4 американца во время войны в Корее. Итого — ровно 60. Давайте и мы остановимся на этой цифре.

Продолжение следует…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: