Аудирование в обучении иностранному языку
Аудирование как процесс активного слушания позволяет формировать, поддерживать и развивать навыки понимания устной речи на иностранном языке. С его помощью обучающийся овладевает звуковой стороной речи, осваивает лексический состав и грамматическую структуру языка. Поэтому аудирование положительно влияет не только на умение слушать и понимать иноязычную речь, но и на умение говорить, читать и писать на иностранном языке.
Типы аудирования
Критерии для выделения типов аудирования многообразны.
По целям аудирования выделяют ознакомительное, выяснительное и детальное аудирование. Цель выяснительного аудирования – получить конкретную информацию. Ознакомительное аудирование делят на три типа: познавательное; развлекательное; познавательно – развлекательное. Детальное аудирование связано с подробным фиксированием информации для последующего воспроизведения.
В зависимости от учебных задач, аудирование может быть направлено:
1) на распознавание фонетических, лексических, морфологических и синтаксических единиц, грамматических явлений, форм и конструкций;
2) на развитие восприятия иноязычной речи, языковой догадки, артикуляции;
3) на понимание, анализ, удержание и воспроизведение аудиосообщения.
По признаку учебной задачи «понимание информации» различают два вида аудирования: аудирование с полным пониманием текста (аудирование как средство обучения) и с пониманием только основного содержания (как цель обучения). Тексты с полным пониманием содержания не включают неизвестной лексики, аудирование здесь – способ формирования навыков во всех видах речевой деятельности. Для аудирования как цели обучения важно формировать умения: выделять главное; понимать основную идею текста; игнорировать языковые трудности. Незнакомые элементы не должны быть ключевыми, с тем, чтобы слушающий мог воспринимать основную информацию.
По способу работы с информацией разделяют селективное, концентрированное, критическое и различительное слушание. Выборочное прослушивание – восприятие частей сообщения (напр. на основе какого-либо критерия). Концентрированное – восприятие сообщения в деталях. Критическое слушание связано с исследованием между фактом и мнением, эмоциональными и логическими аргументами и т.п. При различительном слушании стараются понять и запомнить слова, связь, подробности событий, позицию говорящего и т.д.
Некоторые упражнения для аудирования
Принято выделять подготовительные и речевые упражнения. Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы снять языковые трудности, позволив слушателю сосредоточиться на восприятии текста. Речевые упражнения, представляют собой управляемую речевую деятельность.
Упражнения на преодоление трудностей:
фонетических:
– поднимите руку, услышав слово со звуком [æ] и т.п.;
– прослушав текст, скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали;
– определите количество слов в предложениях;
– в списке слов (на русском или иностранном) отметьте те, которые присутствуют в услышанном тексте;
грамматических:
– поднимите руку, услышав сущ. во мн. ч. / местоимение и т.п.;
– попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме;
лексических:
– поднимите руку, услышав слова, обозначающие цвет, форму и т.п.; – прослушав текст, определите значение нового слова по контексту;
– прослушайте предложения с многозначными словами и определите их значения в контексте.
Речевые упражнения:
– прослушав начало рассказа, предположите, что произошло дальше;
– прослушав текст, подберите к нему заглавие / изложите его содержание несколькими предложениями / определите его тип.
Упражнения на восприятие и понимание содержания:
– прослушайте сообщение, постарайтесь понять его содержание, запомните имена собственные / название стран и городов и т. п.;
– прослушайте текст, попытайтесь определить, сколько действующих лиц принимают участие в рассказе;
– прослушайте текст, прокомментируйте слова или действия того или иного лица в рассказе.
Упражнения, обучающие говорению:
– прослушайте текст, перескажите его содержание на иностранном языке;
– расскажите о ситуации, сходной с той, о которой идет в рассказе.
Источник: http://englishon-line.ru/