Как выжать максимум из высшего образования?
Когда вчерашний школьник осознанно выбирает специальность, поступает в университет и приходит учиться, он первое время восторженно смотрит вокруг. Ждет, что его научат многому, что он сможет, наконец, учиться именно тому, что ему интересно и нужно. Но после первого (максимум, второго) семестра восторженность сменяется последовательно недоумением, обидой и разочарованием, и следующие пять-шесть лет проходят у большинства студентов по стандартной схеме: в течение семестра ничегонеделание, перед сессией — сдача долгов, спешно заучиваемый материал к экзамену, и забывание этого материала сразу после получения оценки.
Грустно, но вполне объяснимо: если семестровый курс можно освоить за два дня — и сдать экзамен на «хорошо» или «отлично», то зачем напрягаться в течение семестра? Тем более, что зачастую студенту кажется неинтересным или ненужным материал на лекциях, а сами эти лекции редко кто из преподавателей действительно умеет читать.
В результате к моменту выпуска средний студент имеет отрывочные знания, чудом задержавшиеся в голове либо потому, что о них часто напоминали, либо потому, что их приходилось использовать за пределами университета (многие идут работать с третьего-четвертого курса). И редко, кто успевает вовремя понять, что университет — это не школа, и методы обучения там другие.
Итак, что же дает любой университет любому студенту в плане учебы? Во-первых, доступ к хорошей библиотеке специальной литературы. Во-вторых, обзор основных направлений выбранной области. И, в-третьих, возможность консультироваться со специалистами! Именно последнее очень ценно, но почти никогда не используется.
И чего университет не дает: он не делает специалистов. Если даже освоить полностью все учебные курсы — это будет лишь подготовка, обзор того, что нужно знать. Поэтому важная часть высшего образования — самостоятельная работа. За пять лет можно попробовать множество направлений, идей, проектов! Можно понять, что тебе интересно, а что — нет, и все это время в твоем распоряжении множество людей, которые могут и хотят тебе помочь. Это как раз тот редкий случай, когда можно рисковать, заниматься действительно интересными вещами, и при этом не бояться ошибок — учебные проекты на то и учебные, что на них учатся.
Обобщая и дополняя сказанное, постараюсь дать несколько советов, которым сама была бы очень рада на своем первом курсе. Чтобы получить максимум от высшего образования:
1. Выбирайте тот факультет и ту специальность, которые вам интересны. Престиж и востребованность профессий постоянно меняются, а радость от выполнения любимой работы останется на всю жизнь. К тому же, от самого процесса обучения тоже надо получать удовольствие!
2. Не ждите, что вас «всему научат» всего лишь чтением лекций. В лекциях дается только «содержание» предмета — необходимый обзорный материал, по которому можно ориентироваться. Чтобы действительно в чем-то разобраться, возьмите себе интересную задачу, выходящую за пределы лекционного курса, и попробуйте ее решить. Если что-то не получается — обращайтесь к преподавателю: как правило, они с удовольствием помогают советом интересующимся студентам.
3. Не бойтесь ошибаться. Нет ничего страшного в том, что у вас что-то не получается. Именно для этого вы здесь — чтобы учиться, в том числе и на своих ошибках! Спрашивайте, читайте, изучайте уже готовые решения, пробуйте другие задачи, если какая-то одна упорно не дается. Если вам указали на ошибку — попросите объяснить, почему и в чем эта ошибка, и как надо было сделать.
4. Предлагайте свое. Если выданные задания кажутся вам неинтересными — попробуйте предложить свои. Обычно преподаватели только поощряют подобную инициативу. Можно вести какую-то глобальную тему на протяжении 3х-4х курсов, на разных предметах рассматривая разные ее аспекты и задачи. Даже если и не совсем правильно, но куда приятнее и эффективнее выполнять то задание, смысл и актуальность которого вы понимаете.
5. Участвуйте в жизни кафедры. Ходите на недели науки и олимпиады, посещайте кружки и экскурсии, участвуйте в обсуждениях. Как минимум, вы будете знать людей, помощь которых может пригодиться вам в будущем. Как максимум, вы будете лучше ориентироваться в своей специальности — и сможете выбирать темы курсовых, студенческих проектов и диплома более осознанно.
6. Используйте доступные ресурсы по максимуму. Это и библиотека, и консультации специалистов, и связи кафедры и университета. Никогда больше после выпуска вы не будете находиться в таких выгодных условиях, никогда больше такое количество людей не будет стараться помочь вам стать лучше, грамотнее. Кроме помощи в учебе (это естественно), университет может помочь с трудоустройством, с отдыхом и даже материально (этим занимается студенческий профсоюз). Общежитие, стипендии, бесплатный доступ к библиотеке и компьютерным классам, консультации, летний и зимний отдых со скидками или и вовсе бесплатно, медицинская помощь… — это минимум того, на что можно рассчитывать.
Студенчество — особое время, короткие пять лет, которые никогда не повторяются. Проведите их так, чтобы никогда не жалеть об упущенных возможностях! ]