Лекция: Эмоции в психотерапевтическом процессе
Речь пойдет о тех чувствах, которые могут возникнуть у консультантов в процессе консультирования, это состояния гнева, недовольства нетерпимости, неуверенности и подумаем какое воздействие, они могут иметь на процесс консультирования. Я также дам небольшой исторический экскурс.
Начнем с Зигмунда Фрейда, на которого оказал большое влияние Шарко и его метод лечения истерии. Какое-то время Фрейд занимался гипнозом, но потом он отказался от этой техники и предлагал пациентам метод свободных ассоциаций, чтобы иметь возможность подобраться к корням симптома, которые лежат в бессознательном. Эта новая техника консультирования и терапии поставила и новые требования перед консультантами. Фрейд заметил, что вытесненные чувства пациента в замаскированной, измененной форме демонстрируются в психоаналитической ситуации. В ходе психотерапевтической работы между пациентом и консультантом возникают особые отношения – отношения переноса. Перенос существует и в обыденной жизни, но в процессе консультирование эти отношения приобретают особое значение. Пациенты неосознанно переносят определенные чувства, полученные в детстве при взаимодействии со значимыми взрослыми, и они неосознаваемо переносятся на аналитика. Аналитика они воспринимают, например, как заботливую сестру, или старшего брата, или несправедливую учительницу. Аналитику в ходе психотерапевтической ситуации неосознанно приписывают те или иные роли из прошлого, в результате чего переживания детства, которые негативно повлияли на психическое развития заново эмоционально переживаются в ходе аналитического взаимодействия в отношениях здесь и теперь. При этом существует определенное сопротивление, которое не позволяет пациентам вспомнить источник и это сопротивление должно быть преодолено в ходе психоаналитической работы. При этом не достаточно, чтобы аналитик просто назвал это сопротивление, пациент сам должен оказаться перед лицом сопротивления. Говорят о проработки этих состояний, пациент должен своими силами преодолеть сопротивление, задача аналитика при этом - помочь. Пациенты и аналитики воспринимают как сознательный, так и бессознательный сигнал, и входе консультирования или терапии в обоих людях запускаются определенные психические процессы управление которыми очень сложно осуществить, намного сложнее, чем это происходит в ходе гипнотического сеанса. На стороне пациента и на стороне аналитика очень часто пробуждаются достаточно сильные чувства. И сегодня мы знаем, что эти сильные чувства рождаются из процессов психологических защит. О неосознаваемой защите речь идет тогда, когда определенные содержание, мысли, чувства, переживания удерживаются в удалении от области осознавания. Здесь есть 5 шагов: 1) лицо, с которым идет работа, воспринимает определенное содержание переживания, сюда относятся чувства, желания, воспоминания, ожидания, фантазии. Определенные чувства воспринимаются как опасные, постыдные, запрещенные, болезненные. Они переживаются. Естественно, человек, испытывающий такие чувства пытается их ослабить, он испытывает потребность не воспринимать их. 2) У пациента возникает определенное представление о желаемых состояниях удовольствия – собственной значимости. 3) Человек, в том числе и неосознанно, воспринимает те возможности, которые есть у него в наличие, для того чтобы эти желаемые состояния реализовать как можно в большем объеме. 4) Человеку дается неосознаваемая фантазия, это приносит облегчение и удается то содержание, которое дает негативное переживание удерживать подальше от осознавания. 5) человек неосознанно принимает решение отрицать все эти содержания переживания, т.е. вытеснить их. Неосознанно решает, какие защиты ему использовать в дальнейшем (проекцию, фантазии о величии, расщепление…), какая стратегия наиболее эффективна для поддержания эффекта психологической защиты и даст уверенность в том, что осознанное восприятие будет ограничено только приятным. Насколько вы видите, процесс психологической защиты достаточно сложен и речь каждый раз идет о том, что есть необходимость избежать осознавания каких-то неприятных ощущений. Здесь можно сказать следующее, что явные желания, те, которые я осознаю, те, которые кажутся мне осмысленными всегда сопровождаются имплицитно (скрыто) неосознаваемыми переживаниями. Эти дифференцированные процессы защиты препятствуют непосредственному столкновению с конфликтами, и делают более сложным процесс принятия осознанного решения. Говоря о процессах психологических защит в случаях психопатологии, можно отметить, что определенные тенденции, которые мы выбираем внутри себя, не позволяют нам вести более или менее удовлетворительную жизнь, т.е. механизмы защиты стали патологическими. Эти тенденции в этом случае оказываются достаточно сильными, и мы т.о. имеем не достаточно возможности игнорировать их. Явные переживания, поведения выступают следствием и выражением неосознаваемых процессов. Задача консультанта состоит в том, как осознать свои собственные механизмы психологических защит, для чего существует собственный анализ, интервизия, но, кроме того, психотерапевт должен осознавать и защиты клиента. Аналитик должен постоянно спрашивать себя: «какие явные действия являются последствием неосознаваемых процессов? И насколько, используя свое то или иное поведение, состояние, я могу поддержать свои собственные тенденции психологичекой защиты и тенденции пациента?» Работа с этим отношением переноса, когда проявляется данная тенденция, которая связана с неосознаваемыми проявлениями тенденций клиента, требует большого знания и опыта.
Уже в 1910 году Фрейд написал свою работу, в которой отражалась проблематика неосознаваемости чувств клиента и влияние их на чувства аналитика, также неосознаваемые. То что возникает у психоаналитика он назвал контрпереносом, это то, как терапевт отвечает на перенос клиента. В 1910 Фрейд в качестве наибольшей опасности видел в то, что молодые и неопытные аналитики должны бороться с сильным переносом сексуальных чувств со стороны пациентов. Фрейд был озабочен тем, что в результате сильных чувств в контрпереносе аналитика происходит возгорание невроза самого аналитика, что не может позволить ему надлежащим образом выполнить свою психотерапевтическую работу. Поскольку если аналитик слишком сильно втянут в переживания клиента, он оказывается не в состоянии поддерживать контролируемый процесс консультирования. Фрейд разработал определенные идеи о том, как правильно работать в этой связи. Он сказал: «Задача аналитика состоит в том, чтобы перенести этот перенос на прошлое пациента, для того чтобы его вылечить от его невроза. И если, например, в ходе лечения имеется влюбленность в аналитика, то аналитику должно быть понятно, что эти чувства относятся не к нему как к человеку, а под его образом понимается другой человек из прошлого пациента. Но многие аналитики не в состоянии сопротивляться этим нарцистическим проявлениям.» В 1919 году Фрейд пишет свою работу «Советы для врача в ходе психотерапевтической работы» и здесь он приводит 2 хорошо известные метафоры. Фрейд пишет следующее: «Я настоятельным рекомендую своим коллегам в процессе психотерапевтической работы в качестве образца взять образ хирурга, который в состоянии отодвинуть в сторону все свое человеческое, эмоции и состояния. Поставить себе основную цель – провести операцию настолько искусно, насколько это возможно.» Вторая известная метафора: «врач должен быть непроницаемым для анализируемого. Как зеркало и не показывать ничего другого, чем-то, что показывают ему самому». Собственный анализ работы должен помочь аналитику контролировать возникающие в нем чувства.
Т.о. в течении почти 50 лет вынашивалось представление о том, что аналитик, выполняя свою работу, должен быть сдержанным, как зеркало отражать только своего пациента. Холодно как хирург использовать только человеческие силы, забывать о сострадании, защищать свою эмоциональную жизнь, перепроверять наличие у него контрпереноса и учитывать, что он должен оставаться терпимым и сохранять спокойствие. Фрейду самому не всегда удавалось работать согласно своим представлениям, известны случаи, например, случай с Дорой, когда терапия закончилась тем, что Дора отказалась от ее продления и Фрейд сказал: «Я не смог во время стать господином своего контрпереноса». Но наверно эти правила нам покажутся слишком жесткими.
Можно сказать следующее, многие аналитики жестко следовали этим идеям Фрейда, и для пациента они выглядели, конечно, не естественно, одновременно для аналитика достаточно приятно иметь определенный каталог вариантов поведения в той или иной ситуации. Самому Фрейду было очень важно, что эта новая наука, которую он назвал психоанализ, получила бы научный характер, поскольку со стороны медиков было достаточно враждебное отношение к ней. В результате неверного действия часто все идеи Фрейда выдавались за неверные. Эти советы к молодым врачам должны были защитить их от нападков, которые могли бы иметь место во время психоаналитической работы. По этой причине он не имел большого
www.indpsy.ru http://lokotkova-marina.ru
Начнем с Зигмунда Фрейда, на которого оказал большое влияние Шарко и его метод лечения истерии. Какое-то время Фрейд занимался гипнозом, но потом он отказался от этой техники и предлагал пациентам метод свободных ассоциаций, чтобы иметь возможность подобраться к корням симптома, которые лежат в бессознательном. Эта новая техника консультирования и терапии поставила и новые требования перед консультантами. Фрейд заметил, что вытесненные чувства пациента в замаскированной, измененной форме демонстрируются в психоаналитической ситуации. В ходе психотерапевтической работы между пациентом и консультантом возникают особые отношения – отношения переноса. Перенос существует и в обыденной жизни, но в процессе консультирование эти отношения приобретают особое значение. Пациенты неосознанно переносят определенные чувства, полученные в детстве при взаимодействии со значимыми взрослыми, и они неосознаваемо переносятся на аналитика. Аналитика они воспринимают, например, как заботливую сестру, или старшего брата, или несправедливую учительницу. Аналитику в ходе психотерапевтической ситуации неосознанно приписывают те или иные роли из прошлого, в результате чего переживания детства, которые негативно повлияли на психическое развития заново эмоционально переживаются в ходе аналитического взаимодействия в отношениях здесь и теперь. При этом существует определенное сопротивление, которое не позволяет пациентам вспомнить источник и это сопротивление должно быть преодолено в ходе психоаналитической работы. При этом не достаточно, чтобы аналитик просто назвал это сопротивление, пациент сам должен оказаться перед лицом сопротивления. Говорят о проработки этих состояний, пациент должен своими силами преодолеть сопротивление, задача аналитика при этом - помочь. Пациенты и аналитики воспринимают как сознательный, так и бессознательный сигнал, и входе консультирования или терапии в обоих людях запускаются определенные психические процессы управление которыми очень сложно осуществить, намного сложнее, чем это происходит в ходе гипнотического сеанса. На стороне пациента и на стороне аналитика очень часто пробуждаются достаточно сильные чувства. И сегодня мы знаем, что эти сильные чувства рождаются из процессов психологических защит. О неосознаваемой защите речь идет тогда, когда определенные содержание, мысли, чувства, переживания удерживаются в удалении от области осознавания. Здесь есть 5 шагов: 1) лицо, с которым идет работа, воспринимает определенное содержание переживания, сюда относятся чувства, желания, воспоминания, ожидания, фантазии. Определенные чувства воспринимаются как опасные, постыдные, запрещенные, болезненные. Они переживаются. Естественно, человек, испытывающий такие чувства пытается их ослабить, он испытывает потребность не воспринимать их. 2) У пациента возникает определенное представление о желаемых состояниях удовольствия – собственной значимости. 3) Человек, в том числе и неосознанно, воспринимает те возможности, которые есть у него в наличие, для того чтобы эти желаемые состояния реализовать как можно в большем объеме. 4) Человеку дается неосознаваемая фантазия, это приносит облегчение и удается то содержание, которое дает негативное переживание удерживать подальше от осознавания. 5) человек неосознанно принимает решение отрицать все эти содержания переживания, т.е. вытеснить их. Неосознанно решает, какие защиты ему использовать в дальнейшем (проекцию, фантазии о величии, расщепление…), какая стратегия наиболее эффективна для поддержания эффекта психологической защиты и даст уверенность в том, что осознанное восприятие будет ограничено только приятным. Насколько вы видите, процесс психологической защиты достаточно сложен и речь каждый раз идет о том, что есть необходимость избежать осознавания каких-то неприятных ощущений. Здесь можно сказать следующее, что явные желания, те, которые я осознаю, те, которые кажутся мне осмысленными всегда сопровождаются имплицитно (скрыто) неосознаваемыми переживаниями. Эти дифференцированные процессы защиты препятствуют непосредственному столкновению с конфликтами, и делают более сложным процесс принятия осознанного решения. Говоря о процессах психологических защит в случаях психопатологии, можно отметить, что определенные тенденции, которые мы выбираем внутри себя, не позволяют нам вести более или менее удовлетворительную жизнь, т.е. механизмы защиты стали патологическими. Эти тенденции в этом случае оказываются достаточно сильными, и мы т.о. имеем не достаточно возможности игнорировать их. Явные переживания, поведения выступают следствием и выражением неосознаваемых процессов. Задача консультанта состоит в том, как осознать свои собственные механизмы психологических защит, для чего существует собственный анализ, интервизия, но, кроме того, психотерапевт должен осознавать и защиты клиента. Аналитик должен постоянно спрашивать себя: «какие явные действия являются последствием неосознаваемых процессов? И насколько, используя свое то или иное поведение, состояние, я могу поддержать свои собственные тенденции психологичекой защиты и тенденции пациента?» Работа с этим отношением переноса, когда проявляется данная тенденция, которая связана с неосознаваемыми проявлениями тенденций клиента, требует большого знания и опыта.
Уже в 1910 году Фрейд написал свою работу, в которой отражалась проблематика неосознаваемости чувств клиента и влияние их на чувства аналитика, также неосознаваемые. То что возникает у психоаналитика он назвал контрпереносом, это то, как терапевт отвечает на перенос клиента. В 1910 Фрейд в качестве наибольшей опасности видел в то, что молодые и неопытные аналитики должны бороться с сильным переносом сексуальных чувств со стороны пациентов. Фрейд был озабочен тем, что в результате сильных чувств в контрпереносе аналитика происходит возгорание невроза самого аналитика, что не может позволить ему надлежащим образом выполнить свою психотерапевтическую работу. Поскольку если аналитик слишком сильно втянут в переживания клиента, он оказывается не в состоянии поддерживать контролируемый процесс консультирования. Фрейд разработал определенные идеи о том, как правильно работать в этой связи. Он сказал: «Задача аналитика состоит в том, чтобы перенести этот перенос на прошлое пациента, для того чтобы его вылечить от его невроза. И если, например, в ходе лечения имеется влюбленность в аналитика, то аналитику должно быть понятно, что эти чувства относятся не к нему как к человеку, а под его образом понимается другой человек из прошлого пациента. Но многие аналитики не в состоянии сопротивляться этим нарцистическим проявлениям.» В 1919 году Фрейд пишет свою работу «Советы для врача в ходе психотерапевтической работы» и здесь он приводит 2 хорошо известные метафоры. Фрейд пишет следующее: «Я настоятельным рекомендую своим коллегам в процессе психотерапевтической работы в качестве образца взять образ хирурга, который в состоянии отодвинуть в сторону все свое человеческое, эмоции и состояния. Поставить себе основную цель – провести операцию настолько искусно, насколько это возможно.» Вторая известная метафора: «врач должен быть непроницаемым для анализируемого. Как зеркало и не показывать ничего другого, чем-то, что показывают ему самому». Собственный анализ работы должен помочь аналитику контролировать возникающие в нем чувства.
Т.о. в течении почти 50 лет вынашивалось представление о том, что аналитик, выполняя свою работу, должен быть сдержанным, как зеркало отражать только своего пациента. Холодно как хирург использовать только человеческие силы, забывать о сострадании, защищать свою эмоциональную жизнь, перепроверять наличие у него контрпереноса и учитывать, что он должен оставаться терпимым и сохранять спокойствие. Фрейду самому не всегда удавалось работать согласно своим представлениям, известны случаи, например, случай с Дорой, когда терапия закончилась тем, что Дора отказалась от ее продления и Фрейд сказал: «Я не смог во время стать господином своего контрпереноса». Но наверно эти правила нам покажутся слишком жесткими.
Можно сказать следующее, многие аналитики жестко следовали этим идеям Фрейда, и для пациента они выглядели, конечно, не естественно, одновременно для аналитика достаточно приятно иметь определенный каталог вариантов поведения в той или иной ситуации. Самому Фрейду было очень важно, что эта новая наука, которую он назвал психоанализ, получила бы научный характер, поскольку со стороны медиков было достаточно враждебное отношение к ней. В результате неверного действия часто все идеи Фрейда выдавались за неверные. Эти советы к молодым врачам должны были защитить их от нападков, которые могли бы иметь место во время психоаналитической работы. По этой причине он не имел большого
www.indpsy.ru http://lokotkova-marina.ru
Отзывы и комментарии