Размышления на тему Шавуот

«Нам всем нужно учиться очевидному»
Оливер Венделл Холмс

Об избранности евреев известно почти всем. Гораздо меньше тех, кто задумывается, в чем, собственно, эта избранность заключается. Не понимание глубины влияния на «светскую» историю, истории еврейского народа, приводит к составлению неадекватной картины мира, не пониманию истинных причин происходящих в мире и как следствие, мы совершенно неадекватно реагируем.

Есть реальность, которую мы просто вынуждены признать, нравится ли нам это или нет — ведь практически каждый, так или иначе ответит на вопрос о том, что такое Десять заповедей, но мало кто связывает их с еврейским праздником Шавуот. В каком-то смысле это ирония судьбы, так как в сущности Шавуот, день, когда Бог дал евреям Тору на горе Синай, посвящен этому самому знаменательному и великому событию как в истории народа Израиля, так и в общей истории человечества.
Если бы не было Синайского откровения или если бы евреи утратили его, то ни о каком дальнейшем возникновении христианства и ислама не могла бы идти речь — только на основании 1300-летней истории еврейского народа, имеющей видимые для всех окружающих народов доказательства, христианство и позже ислам, имеют право утверждать об истинности своих учений. Но и последующая 2000-летняя история евреев служит таким же ярким доказательством верности Божьих обетований своему народу. И это представляет собой достаточную причину, чтобы утверждать, что существование Израиля уже само по себе является благословением: "… и благославятся в тебе все племена земные"(Бытие12:13).
На Синае евреи перестали быть одним из многих народов — они стали избранным народом и избранность эта основана не на единстве расы или общности территории, но на предназначении стать "...светом для народов, чтобы простерлось спасение Мое до конца земли"(Исайя 49:6). Эта избранность не означает, что евреи лучше или хуже других народов. Избранность эта связана с фактом того, что народу Израиля была дарована Тора — не как книга, а как путь жизни, как ключ к пониманию нашего бытия на все времена. Никогда в истории еврейского народа не было разрыва в цепочке традиции иудаизма, идущей от Синая до наших дней. Все это делает это событие самым достоверным из всех исторических событий в истории человечества.
Память других народов не сохранила ничего подобного ни в летописях, ни в легендах. Прошли тысячелетия, появлялись и исчезали великие народы, империи, религии, а маленький еврейский народ по-прежнему сохранял свое единство и своеобразие. Несмотря на преследования, казни, погромы, он не был сломлен и покорен потому, что на Синае были даны две клятвы: которую дал еврейский народ, когда принимал Тору: "наасе венишма"– "сделаем и услышим", и клятва Бога Своему народу о том, что Он никогда не заменит его никаким другим народом. Неслучайно один из смыслов праздника «Шавуот» связан и со словом «швуа» – «клятва». Даже когда еврейский народ, лишившись своей родины, языка и казалось бы потерял все внешние национальные признаки — даже тогда, он продолжал существовать во исполнение своего призвания.
И какими бы соображениями ни обосновывалось чудо сохранения еврейской нации, никто не может опровергнуть его. Человеку свойственно отвергать свидетельства в пользу той точки зрения, которая его не устраивает, кроме того, человек по натуре своей склонен предпочитать суровой правде — полуправду, ответственному решению важнейших вопросов — удобный компромисс. Но задайте себе вопрос, который задают себе евреи уже напротяжении многих веков — кем бы мы были без Торы, что представлял бы из себя мир, в котором не было бы Израиля. Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нет совершенно никакой необходимости быть верующим человеком, достаточно быть просто рациональным и честным перед самим собой. Нужно просто открыть глаза и осмотреться, проанализировать наш опыт жизни в этом мире и подумать о том, на что он указывает. После 2000 лет, проведенных в рассеянии и изгнании, еврейский народ добился независимости и мир вновь стал свидетелем исполнения библейских пророчеств. И сегодня, когда практически весь мир оказывает давление на Израиль, обвиняя его в агрессии, нужно четко осознать, что это значит. Это значит, что вызов брошен не только евреям. Вызов брошен Тому, кто сказал: «Касающийся вас касается зеницы ока Его» (Захария 2:8).
Существует так называемое пари Паскаля — человек, который ставит на веру, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он заблуждается; человек, который ставит на неверие, не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: