Как освоить струнный гриф? Обучаемся игре на музыкальных инструментах

В этой статье речь пойдет о грифе только струнных инструментов. Иногда место расположения кнопок баяна или аккордеона тоже называют грифом. Но речь не о нем.

Конечно, может показаться, что нет ничего общего между гитарой, балалайкой и скрипкой. Но нет, все законы едины. Упражнения будут немного отличаться, сама постановка пальцев. А суть одна. Струны и пальцы на них.

Вся музыка, с которой мы имеем дело, состоит не из нот, а из интервалов. Вот их-то и следует тренировать на грифе. Интервалы могут быть мелодическими, когда звуки следуют один за другим, или гармоническими, когда звучат одновременно. Если складывается несколько интервалов, то получается уже аккорд. Что имеется на грифе?

В первую очередь, конечно, это — струны. Их может быть разное количество. На гитаре — 4−7, на скрипке (домре, мандолине) — 4, на балалайке — 3. Количество струн показывает нам, сколько одновременно звуков может издать наш инструмент. Понятно, что если струн больше двух (на некоторых восточных инструментах их именно две), то инструмент пригоден для аккомпанемента аккордами.

Во вторую очередь — рабочая поверхность грифа. Она бывает разной. Бывает с врезными металлическими порожками (ладами), как на гитаре. А бывает чистая и гладкая, как на скрипке или безладовом басу. У народных инструментов бывают еще навязные лады, которые можно перемещать, но это — экзотика. Музыкальная теория

Музыкальная теория, необходимая для освоения грифа, весьма проста. Это первые страницы учебника по элементарной теории музыки. Все, что нужно знать — интервалы, какие они бывают. Остальное — по желанию. Так же как нельзя ребенка научить говорить без слогов, так и музыку нельзя выучить без интервалов. А вот научить ребенка говорить можно и без орфографии с пунктуацией. Так же и в музыке. Необходимо подражание. Хорошо, когда папа — цыган-скрипач. А вот если нет, то необходимо слушать диски, радио или друзей-музыкантов. Ну и немного лишней теории тут уже не повредит, чтобы малость разбираться в нотах. Основы

Первое, что необходимо понять — это то, что гриф — система координат. На грифе обозначены минимальные интервалы, из которых складываются большие интервалы. Вот, собственно, и все. Как на географической карте могут применяться разные системы координат, так и на разных инструментах.

В отличие от географии на нашей карте (грифе) идет значительное дублирование звуков. Они повторяются на нескольких соседних струнах. Эту особенность надо уметь использовать при выборе «распальцовки». Иногда удобнее играть в одном месте, иногда — в другом.

Основной единицей счета на ладовых инструментах является один лад. Он соответствует интервалу в полутон. Если на гитаре играть натуральную гамму (мажор или минор), то расстояния между соседними пальцами не будут превышать двух ладов (шаг через лад). В любой натуральной гамме будет всего два шага на соседний лад, остальные — через лад.

Труднее с безладовыми инструментами. Там ладов-то нет совсем. Считать вроде нечего. Но тут надо уже привлекать собственный слух, чтобы определять положение пальцев. И когда пальцы встанут на места, надо будет считать «пальцами» вместо ладов. Это не совсем удобно. Так как между одними ступенями широкое расстояние (как через палец, тон), а иногда пальцы стоят рядом (полутон). Но невидимыми ладами (можно и так при наличии воображения) считать неудобно, так как их нет. Особенно это явно в верхних позициях. Как туда попасть (не считая) новички вообще плохо понимают. И счет позиций идет как раз по пальцам, а не ладам. На самом же деле счет идет не «пальцами», а ступенями гаммы. Но «пальцами» нагляднее, так как пальцев четыре, а ступеней в гамме от пяти до 12.

Понятно, что для начала надо выучить расстояния между соседними ступенями гаммы. Это основная канва музыки. В академической музыке и в джазе эти интервалы могут плавать, так что не надо удивляться, что расстояния между одними и теми же ступенями в одной и той же пьесе оказываются разными на разных участках. Примерами таких плавающих структур являются гармонические и мелодические лады. Русские романсы в подавляющем большинстве написаны именно в гармоническом или мелодическом миноре.

Гамму можно играть на одной струне, перемещая руку. Но удобнее переходить с одной струны на другую. Для этого необходимо понимать, где находится эта точка перехода. А это как раз упомянутая выше точка повторения звука соседней струны. В данном случае открытой. Такое дублирование звуков называется «унисон». Это, кстати, тоже интервал.

Для того чтобы понимать, где находятся такие унисоны, надо знать интервалы между струнами. Например, на скрипке четвертый палец (чистая квинта) — унисон более высокой струны. А на гитаре пятый порожек. Исключение на гитаре составляет третья струна (считая от самой тонкой). Там унисон — четвертый порожек. Соответственно, это интервалы — чистая кварта (пятый лад) и большая терция (четвертый лад). Если принимать во внимание унисон на скрипке не только с открытой струной, но и с любым положением (первого пальца), то это будет пятый палец (которого нет в аппликатуре). Таким образом, понятно, что на скрипке без смены позиции унисон взять невозможно в позициях выше нулевой (открытые струны). Но это и не требуется. Для того и нужны унисоны, чтобы выбирать, где удобнее (иногда просто возможно) играть.

Для того чтобы откладывать большие интервалы, из которых и состоит музыка, надо уметь их получать сложением простых (тонов, полутонов). Понятно, что октава состоит из кварты (пять ладов) и квинты (семь ладов). На скрипке октава к нажатому первому пальцу получается из квинты (соседняя струна тем же первым пальцем) и кварты (расстояние между первым и четвертым). Нажаты первый и четвертый пальцы.

Для того чтобы получить октаву на гитаре (на нижних, толстых струнах), надо октаву представить как две кварты (через струну) и тон (шаг через порожек). А можно растянуть пальцы и на квинту (семь ладов) на соседней струне.

Таким образом, ясно, что надо научиться считать интервалы в ту или другую сторону от интервалов между струнами. Полезно хорошо понимать, что такое обращение интервалов. Тогда все станет еще проще. Это все есть на тех же первых страницах учебника.

Аккорды строятся аналогично. Только выстраивается несколько интервалов одновременно. Для более удобного расположения пальцев необходимо использовать переносы некоторых звуков на октаву вверх или вниз. Это позволит использовать открытые струны. Вот тут и пригодится знание октавных расположений. Как тренироваться?

Для тренировки не стоит зацикливаться на гаммах. Это делу не поможет, особенно в сложной музыке с альтерациями (изменениями) ступеней. Тренироваться надо, сначала подбирая небыстрые мелодии. Надо уметь слышать интервал в мелодии и автоматически сопоставлять ему положения пальцев (по началу, конечно, придется посчитать немного). В последующем то же надо тренировать и на аккордах. Используя ноты, надо видеть в них те же интервалы.

Одну и ту же мелодию необходимо начинать с разных положений пальцев и с разных позиций. Это позволит лучше освоить гриф. Так же надо уметь играть мелодию с любого места. Это особенно важно при ансамблевой игре. Так как можно ошибиться и сбить общую игру. А умение вступить в нужном месте после ошибки — обязательный навык.

Для удобства хорошо выучить последовательность не только ступеней в гамме, но и последование терций. Это септаккорды первой и второй ступеней. Они покрывают весь звукоряд. Терция и секунда — основные интервалы большинства мелодий. Так что — это основа теории. Можно так же выучить и трезвучия каждой ступени. Например, в натуральном ладу три мажорных, три минорных и одно уменьшенное трезвучие. А можно просто запомнить терции на каждой ступени. Или все вместе. Заключение

Знать надо немного. Интервалы и их обращения. Последование интервалов в ладу (мажор, минор). Для начала секунд и терций.

Необходимо знать, где располагаются унисоны соседних струн. Унисоны надо знать не только к открытым струнам, но к любому положению пальца на струне. При этом учитывается музыкальный интервал между соседними струнами.

Необходимо знать, как располагаются октавы к любому положению пальца на струне.

От этих точек, зная мелкие интервалы, строить в обе стороны любые большие интервалы мелодии и аккордов.

Также в ходе тренировки необходимо всегда помнить, где находится основной тон (тоника). Он является ориентиром всех построений. При отсутствии понимания, что такое лад (не порожек на гитаре, а теория), можно ориентироваться на первую ноту мелодии.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: