Чем знаменит мост через реку Квай?
Есть территории на земле, которые ассоциируются у большинства населения однозначно. Ведь можно практически что угодно назвать «дорогой жизни», но у большинства россиян и жителей бывшего СССР первой ассоциацией будет дорога через Ладожское озеро. Но не думаю, что такое же сравнение будет у англичан, американцев, австралийцев и народов Юго-Восточной Азии. У них есть своя ассоциация, возможно, не такая трагичная.
«Мост через реку Квай». Это географическое место определенно ассоциируется у народов Юго-Восточной Азии, американцев и англичан с «дорогой смерти».
Чем же знаменито это место в стране Сиама (ныне государство Таиланд)?
С 1942 по 1943 год на территории государства Таиланд (союзника Японии) силами военнопленных и призванных на работы японских войск была построена узкоколейная железная дорога. В задачи этой дороги входило соединение Бирмы, ныне Мьянма, и Сингапура. По оценкам японских инженеров, курирующих стройку, на возведение подобной дороги требовалось пять лет. Позволю себе повторить: ПЯТЬ лет. Военнопленные построили ее всего за 17 месяцев.
Ужасные природные условия — быстрое течение реки Квай, жаркий и влажный климат, наличие различных возбудителей тяжелых болезней, агрессивные животные — и тяжелые условия труда уносили людей сотнями. По разным данным на стройке протяженностью 415 км погибло около ста тысяч человек, большинство из которых были местными жителями.
В Канчанабури есть кладбище, где похоронены погибшие военнопленные. Оно не забыто и не заброшено. Туда регулярно наведываются родственники и потомки погибших англичан, американцев, голландцев и австралийцев. Лежат ли там люди, довольно спорный вопрос. Климат в Таиланде не благоприятствует захоронению тел в землю.
Дорога просуществовала недолго: в октябре 1943 пошел первый поезд, а в 1944 английская авиация уничтожила мост через реку Квай. Без этого моста существование дороги было нецелесообразно. После войны Японию обязали восстановить мост в порядке репарации, и в настоящее время «дорога смерти» действующая. Сейчас «дорогой смерти» считается кусок от Бангкока до станции Namtok, что в провинции Канчанабури, но фактически железная дорога заканчивается у водопада Сайок ной, где с 1976 года на приколе стоит локомотив.
Ежегодно в Таиланде проходит Неделя моста через реку Квай. В это время устраиваются различные выставки и организуются цветомузыкальные шоу. Основным событием является инсценировка бомбардировки моста.
В пятидесятых годах двадцатого века был снят фильм, который так и называется «Мост через реку Квай». В основу его и легли исторические события, произошедшие во время Второй мировой войны.
Места, по которым проходит дорога, довольно живописные. Попасть туда можно как своим ходом, так и воспользовавшись услугами туристических фирм. Автору доподлинно неизвестно, существуют ли выезды из Бангкока, но они точно есть из Паттайи. Стоимость проезда составляет три-четыре тысячи бат, что примерно равно двум с половиной — трем тысячам рублей, если пересчитывать по курсу 33 Baht = 1 $. ]