Умнеет ли человечество?

Показательно, что споры о человеческом интеллекте разгорелись в 20 веке, точнее, во второй его половине. До этого все больше о душе спорили. Но пришла новая эпоха, и интересы многих ученых обратились именно к интеллекту человека — и с точки зрения его функционирования (нейрофизиологи, изучающие мозг), и с точки зрения самой оценки мыслительных способностей.

«Я никогда не встречал человека настолько глупого, что я не мог у него чему-то научиться» (Галилео Галилей).

Нет, сказать, чтобы и раньше человечество не делило мир на умных и глупых, никак нельзя. Делило, но все это находилось в гуманитарной сфере, оценивалось неоднозначно. И древние мудрецы Запада и Востока уделяли огромное внимание этим понятиям. Но все было сложнее, неоднозначнее, даже утонченнее. Да и во многих языках существует не одно слово для определения того же ума.

Даже в русском — были умные, разумные, рассудочные, а были мудрые. Были глупцы, дураки, тупицы, были невежи. И часто все эти понятия рассматривались с юмором, обыгрывались народом и литературными остряками. Ум не спасает от глупости — этот вариант нередко приводится в разных сочетаниях и вариантах. И подшучивать любили: крепок задним умом. Или — ум за разум заходит (какое-то знакомое ощущение…).

«Никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна» (Письмо Татьяны. «Евгений Онегин»).

А уж интеллект в сочетаниях с сердцем — самая любимая разрабатываемая сфера всех писателей предыдущих времен. Ум всегда в дураках у сердца — как будто подытожил Ларошфуко. Там, где дела «сердешные», разум нам часто отказывает — и это тоже давным-давно было отмечено. И не просто отмечено: сколько написано книг — одна из любимых в литературе тем.

Ну, а уж тема гениальности и безумия любима как никакая. И вдохновенно, я бы сказала, не без гениальности, разработана многими исследователями…

Много размышляли об уме. А в 20 веке его ничтоже сумняшеся начали измерять.

«Не будем забывать, что тесты на интеллект созданы с целью доказать, что умны те, у кого интеллект… такой же, как у составителей теста» (Бернард Вербер).

Как относиться к подобным тестам — дело личное. Но за ними — немалые научные теории. Например, Теория фактора общего интеллекта, или фактора g (прошу не путать с другой g). Желающие могут легко найти информацию об этой теории, к которой привязывались создаваемые тесты IQ. Кто любит всяческую заумь (в хорошем смысле, от слова «ум») или хорошо знаком с математикой, тот может подумать и над настоящей формулой, которую вывели для определения умственных способностей, где С (объем кратковременной памяти) = скорость переработки информации (бит/сек), помноженная на продолжительность восприятия информации в секундах.

Вот так. Красоту у нас померили, шаг влево, шаг вправо, сами знаете, чревато расстрелом в высоко (или совсем невысоко) вздымающуюся грудь. Чувства давно пытаются померить — ведь есть инструментарий (биологический, психологический и так далее)! Интеллект тоже измерили, более того, в рамках этой спорной теории было абсолютно точно доказано — человечество последние десятилетия резко умнело.

Новозеландский, но всемирно известный ученый Джеймс Флинн математически доказал, что человечество, измеряемое в тестах IQ, неизменно умнело во всех частях света на протяжении 50 лет. Выяснилось, что человечество «прирастало умом» каждый год на целых три, а то и на три с половиной пункта! Как если бы каждый ребенок был умнее не только своих родителей, но и старших братьев и сестер… А что уж о дедах говорить! Теперь это называется «фактором Флинна».

Скрупулезно пошли и по архивам отдельных стран, определили разницу, где человечество «умнело» быстрее и больше. Хорошо, что Россию не затронули, то ли потому, что не хотим мы измерять свои IQ, то ли умом, как известно, Россию все равно не понять (да и аршином не измерить). И с «поумневшими» странами не все так ясно: вроде, общий среднестатистический уровень интеллекта сильно вырос, но совершенно непонятно, прибавилось ли там талантов и гениев.

Этому факту (а зафиксированные данные — есть все же факт) сначала подивились, потом попробовали объяснить, были обширные дискуссии, поскольку, как ни крути, а без других дисциплин здесь не обойтись (начиная от социальных, заканчивая генетикой). Потом объяснять перестали, приняли как факт и смирились. Еще бы не смириться — ожидалось, что к 2300 году средний уровень интеллекта будет оцениваться в 200 (сейчас — 100), а это значит, что каждый — гений, только непонятно, кому горшки обжигать да кирпичи класть.

А пока спорили, вдруг обнаружили обратную тенденцию: последнее десятилетие этот уровень начал снижаться, то есть отслеживается тенденция к «оглуплению». И снова оживились дискуссии во всех странах, причастных к предыдущему «поумнению».

При всем глубоком уважении к научным изысканиям, я рада, что Россия осталась в стороне от этих подсчетов. Я рада, что дети в школах и вузах просто учатся, «измеряясь» обычными оценками, цену которым мы тоже знаем.

20 век — век уникальный в истории человечества, это бесспорно. Где-то встретилось: за последние 150 лет человечество напридумывало столько, сколько за всю свою предыдущую историю. Похоже на правду, такой ярчайшей вспышки разнообразных воплощенных гениальных идей, пожалуй, не было за такой короткий период времени. Но и губило себя человечество в 20 веке с невероятным кровавым размахом…

«Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по его ответам» (Левис).

В каком-то научном журнале я вычитала, что есть теория, утверждающая, что у неандертальцев недоставало неких функций, которые позволяли бы им задавать вопросы. У сапиенса, однако, способность спрашивать была вполне развита. Теории теориями, но, может, когда-нибудь придумают тесты, в которых нужно будет задать правильный… вопрос.

Не понимаю родителей, отмахивающихся от назойливых бесконечных вопросов своих детей. А вопросы бывают — не придумать ни за что. Да и взрослые подчас способны на удивительные вещи.

«Лучший тест для первоклассного интеллекта — это способность держать в уме две противоположные идеи и, тем не менее, быть способным функционировать», — говорил Скотт Фитцджеральд. А многие умеют и способны. Трудно представить себе искусственный разум, которому было бы это доступно — это приблизительно то же самое, что представить себе компьютер с двумя полушариями. Два диска — правое и левое полушарие, взаимодействуют. Но чем черт не шутит?

А в целом, живем мы в век измерений — и ладно, даже часто полезно. Но все же хочется к человеку относиться «старорежимно» — вне сантиметров, пунктов тестов и прочего. Науки пусть расцветают, пусть так же стремительно, а человека хочется видеть цельным, не расчлененным. Хотя бы в обыденной нашей жизни.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: