Вопросы родителей очень важны для развития ребенка

Какая истина дороже? «Ты опять смотрел телевизор вместо уроков?» «Ты вымыл руки?» «Кто разбил вазочку?» «Кто подстриг кошку?» «Зачем ты посыпал пол в кухне солью?» — вот только некоторые из тех коварных вопросов, которые сыплются на головы заподозренных в разных «преступлениях» детишек. Нередко в своем стремлении во что бы то ни стало разузнать истину родители так увлекаются расспросами, что провоцируют детей на ложь. «Иногда я не говорил родителям правды, потому что они были в плохом настроении и я просто боялся. Хотя и до, и после расспросов я готов был признаться, но в тот самый момент страх удерживал меня от этого», — сказал как-то один совсем не робкий подросток. Что и говорить, сдержать раздражение при виде раскрашенного фломастером журнального столика или криво обрезанной бахромы пледа бывает непросто. А если вы почти уверены, что ваш ребенок совершил кое-что посерьезнее? Родительский опыт свидетельствует: в любом случае лучше вовремя сдержаться. Наверняка ребенок и сам напуган тем, что он сделал. Некоторые родители, чтобы разрядить обстановку, даже ухитряются пошутить на эту тему. Вы тоже можете, например, сказать для начала, что подрезанная бахрома и вправду была длинновата, а вазочка, которую разбили, похоже, в самом деле стояла не на месте. Если вы предполагаете, что ребенок серьезно провинился, начинайте расспросы с мелочей. Так вы не вынудите его сразу лгать по-крупному только из-за того, что он напуган уже первым вопросом. Никогда не задавайте вопросы, ответы на которые вы знаете. Ведь в этом случае вы спрашиваете лишь для того, чтобы уличитьребенка. Старайтесь избавить детей от соблазна солгать. Вместо того чтобы спрашивать: «Ты сделал уроки?» «Что-то не заметила, чтоб ты сегодня раскрывал свои учебники». Так вы не просто зададите ему традиционный нудный вопрос, на который он по привычке ответит: «Да, сделал», а покажете, что у вас есть основания сомневаться, что он сидел за книжками. Помните: заданные резким тоном вопросы вроде «Почему ты порвал рубашку?» «Почему ты не хочешь есть обед?» «Почему ты до сих пор не спишь?» звучат слишком напористо и могут заставить ваше чадо занять оборонительную позицию. Всегда оставляйте за ребенком «право на личную жизнь». У каждого человека, в том числе и у малыша, есть вещи, которые хотелось бы держать при себе — то, чего он опасается, стыдится или, наконец, то, о чем родителям не надо знать. Часто дети говорят неправду просто потому, что они еще не знают, что на некоторые вопросы взрослых они вполне могли бы ответить: «Это мое личное дело».

Оцените попытку Всегда ли белое — это белое, а черное — это черное? Всегда ли способы решения проблемы можно разделить на правильный и неправильный? Всегда ли то, что не ложь, то правда? Сложный мир, в котором предстоит жить нашим детям, доказывает: все не так просто. У многих жизненных и житейских вопросов нет и не может быть однозначных, «черно-белых», решений. Чтобы стать мудрыми взрослыми, должны начать понимать: простые решения часто не снимают проблемы, и на самом деле, чтобы найти оптимальный ответ на тот или другой запутанный вопрос, надо рассмотреть его со всех сторон. Наш долг — помочь им научиться делать это. Однако признаемся: мы ведь и сами не избавлены от «черно-белого», «шахматного» мышления. Что же делать? Учиться задавать нужные вопросы и учиться находить на них ответы вместе с детьми.
Конечно, проще всего задать ребенку простой вопрос: «Сколько будет три и шесть?» «Какая третья буква в алфавите?» «Какой высоты гора Килиманджаро?» — а потом оценить такой же простой ответ, как верный или неверный. Так легче. Однако постарайтесь избежать кажущейся простоты: детям с самого начала необходимо испытать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены к столкновению с путаницей, неопределенностью и непостоянством в реальной жизни. Даже самого маленького ребенка можно спросить о том, чем похожи и чем отличаются разные вещи, попросить его обоб-щить(«Чем похожи мячики апельсин?» «Почему ты сказал, что они разные?»), спросить его мнение о чем-то («Если стакан упадет со стола, что с ним случится?» «Что из этого ты положишь в две разные кучки: шапочку, панамку, сандалики, ботинки?» «Как ты думаешь, этот шарик влезет в эту коробочку?») или попросить его назвать свои чувства по поводу чего-то «Ты обрадовался, когда Таня пришла к нам в гости?» «Тебе понравилось играть с Димой?»). Не бойтесь, если малыш ответит не так, как вы ожидали: у него свой взгляд на мир и свои ассоциации.
Иногда ответ на ваш вопрос ребенок может подкрепить каким-то конкретным действием, и это, конечно, будет важнее, чем любые рассуждения. Он может пятьдесят раз ответить на ваш вопрос: «Когда на часах встречаются две стрелки?», но если он своей рукой на игрушечном циферблате проведет их по кругу, он уже никогда не забудет этого. Народная педагогика всегда была мудрой в этом отношении. Вспомните бесчисленные вопросы, которые у нас принято задавать малышам: «Где твои пальчики?» «Где носик?» «Где глазки?» Кто бы мог подумать, что нехитрые просьбы показать пальчики и щечки помогают ребенку соединить ощущение частей своего тела и свои собственные переживания со словами? Тем не менее это именно так, что позже, несомненно, отразится на его умении «смотреть в корень»проблем.
Пусть ваши вопросы будут разнообразными! Вы можете спросить малыша о причинах и следствиях различных вещей и явлений, и тогда, возможно, вместо того чтобы сказать: «Ты знаешь, Саша плохой мальчик, и тебе лучше держаться от него подальше», вы вместе с ребенком подумаете, почему этот мальчик ведет себя именно так, да и себе зададите вопрос; «Почему мы бываем вредными?» Помните: мы помогаем своим детям мыслить и развиваться вовсе не тогда, когда указываем им, что хорошо и что плохо, а тогда, когда мы показываем им разные возможности, разные ответы на один и тот же вопрос.
Вы окажете своему малышу неоценимую услугу и в том случае, если постараетесь избавиться от желания оценить любые его ответы как «верные» и «неверные», «хорошие» и «плохие». Одна мудрая учительница начальных классов однажды выразилась по этому поводу так: «На самом деле детей надо научить быть игроками. Единственный способ выяснить, что ты знаешь, а чего не знаешь, это немного рискнуть. Мы запугиваем детей до смерти. Кто захочет попробовать ответить на вопрос или постараться узнать что-то новое, если оценивается успех или неудача, вместо того чтобы оценивать попытку?» Конечно, для того чтобы привить ребенку вкус к интеллектуальным играм, надо и самому почувствовать азарт. Поэтому возьмите себе за правило: спрашивать детей только в том случае, если вы испытываете подлинный интерес к тому, что они думают и чувствуют.
Женский журнал о красоте, здоровье, детях. Все о вашем ребёнке можно найти на страницах нашего женского сайта.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: