День ВМФ России. Кто отмечает плавающий праздник?
Как и многие профессиональные праздники, день ВМФ — праздник плавающий, каждый год отмечаемый в другой день. У него нет четко установленной даты. Отмечают его в последнее воскресенье июля.
Праздновать его начали ещё в далеком довоенном 1939 году. Тогда он был учрежден постановлением СНК СССР и ЦК ВКПб. Затем в советское время решили навести порядок в праздниках. И 1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» установили праздновать в последнее воскресенье июля. С тех пор так и делают.
Во многих приморских городах проходят парады военных кораблей, высадка морского десанта, вечером бывают салюты. Праздник очень красивый и завораживающий.
Он посвящен людям, защищающим нашу страну на морских просторах. Кстати, морские границы России в шесть раз больше, чем сухопутные. Так что защищать есть что.
История военно-морского флота страны уходит корнями в седую старину. Уже в IV—VI вв. еках восточные славяне довольно уверенно чувствовали себя на морских просторах. Небольшие флотилии славян, состоящие в основном из челнов-однодеревок и ладей, совершали военные походы, да и просто грабительские набеги на Византию.
По данным историка Б. А. Рыбакова, славяне вели немалые по тем временам морские сражения: в 610 году с моря и суши они осаждают Солунь, в 623 славянский флот нападает на Крит, а в 642 — славяне морем приходят в Южную Италию.
А чего стоит легендарный поход князя Олега в Византию! Тот самый, когда он «щит прибил на врата Цареграда». Напомню, согласно «Повести временных лет» случилось это в 907 году. Князь Олег отправился к Царьграду (Константинополю). Часть его войска была конной, часть передвигалась на судах. Причем флот насчитывал 2000 судов. Увидев такой многочисленный флот, бедные византийцы испугались и решили корабли к городу не пускать. Для этого они перекрыли весь залив цепями.
Но Олег «повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они паруса в поле и пошли к городу». Красивая картинка, не правда ли? По полю под парусами катится целая флотилия.
Тут уж византийцы испугались по-настоящему и заключили с Русью мирный договор на очень выгодных для нас условиях.
В более поздние времена новгородцы совершали морские походы на Швецию. Долгое время Новгород являлся центром судостроения и судоходства Древней Руси, так как в период феодальной раздробленности Русь потеряла выходы к Южным морям.
Первую попытку возродить военно-морской флот предпринял отец Петра I Алексей Романов, построив первый настоящий военный корабль «Орел». Между тем небольшие парусно-гребные суда запорожских и донских казаков продолжали свою деятельность в Азово-Черноморском бассейне, невзирая на то, кому воды принадлежат юридически. Про запорожские «Чайки» можно отдельную поэму написать! Маленькие, быстроходные, маневренные (у них было два руля — на носу и корме), они просто изводили турок. Налетят, похватают все подряд, а пока те сообразят что к чему — они уже скрылись в тумане.
Но все-таки заслуга создания регулярного военно-морского флота России целиком и полностью принадлежит Петру I. Правда, первые бои на Азовском и Черном морях были не очень удачными для России. И только после создания Балтийского флота началось славное победоносное шествие нашего флота по просторам мирового океана.
9 августа 1714 года вошел в историю как день первой победы Российского флота. Это было сражение у мыса Гангут со шведами. Петр сам командовал частью флота в бою. Эта битва сыграла важную роль в исходе Северной войны. Именно после неё Петр произнес свое знаменитое: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет — обе руки имеет».
И далее — одна за одной множество побед Российского флота. Вот только некоторые из них:
9 июля 1770 г. — победа русской эскадры под командованием Г. А. Спиридова над турецкой эскадрой в Чесменской бухте;
11 сентября 1790 г. — победа русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра;
1 декабря 1853 г. — победа русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синон.
Правда, потом, в начале ХХ века, Япония нанесла по Российскому флоту сокрушительный удар, выиграв битвы при Порт-Артуре и Цусиме. Да и последовавшая революция порядком навредила флоту. Многие кадровые военные эмигрировали или были расстреляны.
Советский Союз уделял большое внимание развитию армии и флота. Уже в 1922 году в стране восстановили и вывели на боевое дежурство несколько кораблей, а с 1926 года началась постройка новых кораблей и подводных лодок.
Во время Великой Отечественной военный флот оборонял побережья, высаживал десанты, оказывал огневую поддержку сухопутным войскам, топил вражеские транспортные корабли и обеспечивал конвой нашим. Знаменитые поставки по лендлизу осуществлялись именно морским путем, и немцы не прочь были уничтожить эти караваны. Охрану их от немецких самолетов и подлодок как раз и выполняли наши моряки. Многое сделали моряки в ту войну; именно тогда зародилась морская пехота — моряки, которые воевали и на берегу, и недаром немцы так боялись «полосатых дьяволов»…
Однако и в мирное послевоенное время наши моряки славно потрепали нервы «вероятным противникам». Во времена холодной войны наши лодки всплывали на Северном полюсе, совершали «подводные кругосветки». Это были времена, когда главные «морские сражения» ушли под воду. На первый план выходила игра нервов. Тут главными героями становились моряки-подводники.
У наших моряков в то время было два основных «развлечения»: первое — обнаружив недружественную субмарину, «повиснуть» у неё на хвосте и как можно дольше сопровождать её, самому при этом оставаясь незамеченным. Это довольно опасное занятие. Иногда во время таких «игр» подводные лодки просто сталкивались, после чего им требовался длительный ремонт, а то и погибали. Существует предположение, что советская подлодка «К-129» в 1968 году в Тихом океане погибла именно вследствие столкновения с американской лодкой. Вторым «развлечением» было плавание вблизи побережья США.
Уже в эпоху начавшегося распада Союза, когда последний генсек вел мирные переговоры с США, военно-морской флот существенно «щелкнул по носу» Америку.
В марте 1987 года практически одновременно от причала отошли пять атомоходов. Случай сам по себе беспрецедентный, так как эти корабли обычно несут дежурство в одиночку.
Американцы насторожились, но лодки отправились в обычные районы патрулирования, чем успокоили наблюдателей. Затем в назначенный день и час пять лодок совершили «поворот все вдруг», образовав походную колону, и ушли на глубину. Американцы их потеряли. Начался настоящий переполох.
Представляю! Пять до зубов вооруженных атомных советских подлодок движутся неизвестно куда. На поиски лодок были брошены десятки противолодочных самолетов США. Несколько подлодок были отправлены в рейс с единственной задачей «Найти русских!». Восемь суток американцы безуспешно пытались найти наши корабли. А они тем временем вошли в Саргассово море и, не доходя до британской базы «Гамильтон» на Бермудских островах, опять «все вдруг» изменили курс.
Американцев, конечно, жалко. Они смогли обнаружить злополучные корабли уже на обратном пути. Все пять подлодок благополучно вернулись на базу.
Наверное, подобные «игры» и сегодня идут на просторах Мирового океана. Может быть, это большая политика, я не знаю. Но я горжусь нашими моряками, и лучше всего мое отношение выскажут строки из стихотворения Л. Встречного:
Да, слава русских моряков бессмертна. В историю вписали имена Тех, кто любил Россию беззаветно И отдавал за Родину сердца.