Пить или жить? Выбирай...

«Пьяный проспится — дурак никогда». «Хоть пей, да дело разумей». Эти и подобные высказывания с претензией на народную мудрость нередко пытаются использовать для оправдания приверженцев «зеленого змия». Сочувствие к слабому несчастному выпивохе стало своего рода чертой нашего национального характера. То, что по-настоящему сильный человек не нуждается в алкогольном допинге, как-то забывается. В результате слабость, умственная и физическая неполноценность, алкогольная зависимость нередко культивируются искусственно.

Изобретенная некогда Дмитрием Менделеевым формула 40-градусной водки стала своеобразной Голгофой для нашего народа. Число людских потерь на этом пути давно превзошло все мировые войны вместе с революциями.

При этом нельзя сказать, что алкоголизм не осознавался как колоссальная опасность. Еще как осознавался. При этом «алкогольные» деньги в России уже не первое столетие являются одним из основных источников пополнения как государевой казны, так и частных капиталов. Спаивание соотечественника — кратчайший путь к собственному благополучию. Достаточно вспомнить такой характерный пример. Взамен утопленного на русско-японской войне российского военного флота, уже к 1914 году был построен новый, почти целиком на деньги от водочной монополии.

Во второй половине XIX века, с развитием земских организаций, начинается и быстрый рост движений за народную трезвость, объединяющих представителей самых различных сословий. Тогдашние общества трезвости получили широкое распространение, став заметной частью общественной жизни. Занимались они не только пропагандой, но и вполне серьезными исследованиями. В частности, выявляли распространенность пьянства в различных социальных группах. Как ни странно, но на рубеже веков самими пьющими оказались дворяне. Вот тебе и «голубая кровь», и работяги из наименее квалифицированных рабочих: грузчики, бурлаки, извозчики и другие.

Наименее пьющими оказались крестьяне, купечество и квалифицированные рабочие с высоким заработком. Вот тебе и миф о вечно пьяной русской деревне. Оборотистые предприимчивые мужики придерживались четкого правила: водки штоф — капиталу первый враг. В сезон полевых работ у крестьян просто времени на водку не было. Пьянство всегда было причиной бедности. Успешно вести торговлю с пьяных глаз нереально. Потому и среди купцов, а особенно старообрядцев, пьянство являлось чрезвычайно редким явлением. Достичь успеха в жизни возможно только на трезвую голову. Жизненный путь пьяниц неизбежно приводил их на самое дно общества. В массе своей трудолюбивый русский народ к пьянству относился отрицательно, справедливо считая, что водка — удел людей слабых и бестолковых.

Советская трансформация почти полностью разрушила традиционный уклад жизни. Десятки миллионов людей оказались сорваны с родных мест и рассеяны по промышленным новостройкам, где до них никому не было никакого дела. Большую часть жизни не имея возможности обеспечить свою семью жильем и достаточным доходом, мужчины нередко впадали в прострацию и начинали тихо спиваться. Когда от самого человека зависит очень мало или вообще ничего, водка становится ключом к решению многих проблем, способом ухода от реальности в мир собственных иллюзий. А когда пьянство становится нормой, нормальный трезвый образ жизни воспринимается уже как аномалия.

Каким образом нашему народу выбираться из пьяного омута и что для этого необходимо сделать? Во-первых, не повторять глупостей горбачевско-лигачевского «сухого закона» образца 1985 года. Пережить еще раз этот кошмар в здравом уме никому не захочется. А во-вторых, на мой взгляд, хороший способ борьбы с пьянством подсказывает история.

…В конце XIX — начале XX века в нищих нечерноземных губерниях — Костромской, Ярославской и Тверской, начинает развиваться кооперативное крестьянское сыроварение и маслоделие. С тех пор даже сохранилось название сыра: «Костромской». Одним из зачинателей этого движения становится родной брат известного художника Верещагина. Крестьянские кооперативы организовывали сбор молока, производство и реализацию сыра как в крупнейших городах Центральной России, так и за рубежом. Поскольку цена реализации молока и сыра отличается в разы, то доходность участвующих в кооперативах крестьянских хозяйств возросла на порядок.

Результат не замедлил сказаться. Почувствовав в своих руках реальные, своим трудом заработанные деньги, позволяющие изменить собственную жизнь к лучшему, многие крестьянские семьи воспользовались этим шансом. На смену отходничеству в поисках копеечного заработка на чужбине и массовому нищенству в составе целых деревень начинает приходить осознанный и повседневный труд в сыроваренных кооперативах.

Когда мужчина занят и занят трудом, приносящим не символический, а зримый материальный результат, у него просто не остается времени для пьянства. Ему становится жалко терять драгоценные минуты своей жизни на бесцельное времяпрепровождение.

Каждый человек в первую очередь хозяин своей судьбы. Только от него зависит выбор в пользу пьяного существования вечного неудачника или же здоровой и полноценной трезвой жизни.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: