Габсбурги 2. Фердинанд II: «Чем править страной, населенной еретиками, не лучше ли править в пустыне?»
После императора Рудольфа корону наследовал его брат Маттиас, у которого не было детей.
Императорскую корону надевает эрцгерцог Фердинанд. Во время его правления началась Тридцатилетняя война между католиками и протестантами всей Европы, были убиты или умерли от голода и болезней десятки миллионов людей.
Поэтому навечно к Фердинанду приклеилась фраза, которую он очень любил повторять: «Лучше пустыня, нежели страна, населенная еретиками».
Эрцгерцог Фердинанд не был рождён, чтобы царствовать, он был всего лишь сыном эрцгерцога Карла Штирийского (третьего сына императора Фердинанда I, того самого, которому удалось «помирить» немецких католиков и немецких протестантов). Матерью его была кузина отца Мария-Анна Баварская.
Отец Фердинанда был владетелем так называемой «Внутренней Австрии» (австрийские провинции Штирия и Каринтия, тут надо вспомнить раздел владений Габсбургов мужду братьями Альбрехтом III и Леопольдом III в XIV столетии, который едва не привёл к превращению Габсбургов в зауряднейший княжеский род). «Внутренняя Австрия» была, таким образом, «долей младшего брата» и поэтому в XVI веке Император Фердинанд I отдал её своему третьему сыну Карлу.
В возрасте 12 лет Фердинанд потерял отца, и его отвезли на воспитание в Баварию (на родину матери). Главнейшим фактом становится то, что за его образование взялись иезуиты университета города Ингольштадт. Считается, что иезуиты слепили из Фердинанда свою марионетку и искусно им манипулировали, но факт — Фердинанд отныне почитал себя воином католической церкви, предназначенным Богом восстановить её древнее учение.
Фердинанд, в чём-то даже более «принципиальный в вопросах веры», чем Филипп Разумный, сделался наследником императорского престола. В 1617 он был провозглашён королём Богемии (Чехии), заручился поддержкой кузена испанского короля Филиппа III и готовился надеть императорскую корону. Он сразу аннулировал те уступки, которые в силу слабости своей власти дал протестантам (дворянству и горожанам) Рудольф II.
Поэтому уже в следующем 1618 году вспыхнуло Чешское восстание (обычно здесь принято описывать сцену, когда разгневанные действиями «императора иезуитов» чешские свободолюбивые дворяне-протестанты выкинули из окна дворца в пражском Граде двух наместников ненавистного императора). То ли для доказательства свободолюбия пражан, то ли чтобы показать, что в Чехии всех политических оппонентов принято выкидывать в окно… Как бы то ни было, это послужило поводом к развязыванию самой ужасной в истории Германии и Чехии войны.
Не желая останавливаться на полпути, чешские дворяне заочно скинули с престола и самого Фердинанда II и провозгласили новым королём протестанта — курфюрста Пфальцского Фридриха V, который пробыл королём одну только зиму и получил в истории имя «зимнего короля Богемии».
Между тем, восстание в Чехии было поддержано протестантами в самой Австрии. Чехи под предводительством графа Турна двинулись на Вену и в июне 1619 года завладели ее предместьями. В то же время австрийские мятежники захватили императорский дворец и потребовали у Фердинанда провозгласить религиозную свободу. Один из отважных вождей оппозиции Тонрадель схватил за пуговицу императорской куртки и несколько раз толкнул Фердинанда. К счастью, в город как раз вступил кавалерийский отряд, и мятежники были напуганы громким звуком труб.
Ввиду того, что против законного короля Венгрии и Чехии Фердинанда объединились «силы протестантских мятежников», в его владениях ему на помощь пришла Священная Лига из католических государств — Испании, Польши и Баварии — под руководством кузена Фердинанда, баварского герцога Максимилиана. Армию католической коалиции возглавил талантливый полководец Иоганн Тилли, который 8 ноября 1620 в битве при Белой Горе под Прагой наголову разбил армию протестантов, и власть Фердинанда в Чехии была восстановлена. Трагедия Чехии
На участников восстания обрушились суровые репрессии: 24 вельможи в Праге были обезглавлены, множество дворян и простых граждан наказаны плетьми, заключены в тюрьмы или изгнаны из страны. Затем началась конфискация имений, принявшая колоссальные размеры. Три четверти всех земель были отняты у национального дворянства, отданы монастырям и немецким католикам.
Поскольку дворянство испокон веков считалось основной силой национального движения, эта акция надломила свободолюбивый дух чешского народа. Одновременно шло насаждение католичества. Все чешские книги подозрительного содержания были сожжены. Около 40 тысяч семей отправились в изгнание.
Альберт Валленштейн (по происхождению незнатный немецкий дворянин из Чехии) создал армию за свой собственный счет. Через два года он собрал под знаменами более 50 тысяч авантюристов со всей Европы, организовал их и создал вполне боеспособную армию. Главная идея Валленштейна заключалась в том, что войско должно само снабжать себя, взыскивая контрибуции с населения.
Вскоре он сумел так поставить дело, что императору почти ничего не стоило содержание своей армии. Правда, приходилось закрывать глаза на то, что всюду, где появлялись солдаты Валленштейна, начинались поголовные грабежи, убийства и жестокие истязания мирных жителей.
В 1627 Фердинанд принимает эдикт о полном запрещении протестантизма в пределах Империи. Протестанты были должны либо отречься от своей «ереси», либо покинуть её пределы. Восставшую против неё Верхнюю Австрию пришлось усмирять с помощью войск кузена Макса Баварского: бешеное сопротивление против безумно радикальных мер «бескомпромиссного» Фердинанда росло с невероятной скоростью.
Упёртость императора все чаще начинала напрямую играть против него — заподозрив Валленштейна в планах самому надеть императорский венец, тот сместил с поста главнокомандующего, после чего армия католиков стала терпеть одно поражение за другим. Под угрозой полного поражения от вождя протестантов короля Швеции и знаменитого полководца Густава-Адольфа даже «бескомпромиссный» Фердинанд был вынужден признать, что возвратить всю Германию в лоно католицизма нереально.
Но «огнём и мечом» подавить «ересь» в Чехии и в Австрии Фердинанду удалось (правда, ценой тотального разорения и опустошения — за 30 лет из пяти чехов в живых остался только один, а Германия превратилась в пустыню).
Как можно оценить этого «бескомпромиссного» императора? Если Карл Пятый воевал, чтобы возродить Великую христианскую империю, и его фигура действительно напоминает царей древности и Великих Героев, то Фердинанд Второй больше напоминает «политических вождей-самоубийц» Европы 1914 года.
Ему удалось превратить в пепелище все свои наследственные земли, которые его предки собирали столетиями (почти всегда не путём войн, а с помощью удачной женитьбы) и которые достались ему совершенно случайно.