Как грамотно и правильно провести ремонт головки блока цилиндров

Правила разбора и ремонта головки блока цилиндров знают опытные работники СТО. Выполнять такую процедуру самостоятельно не рекомендуется. Ремонт ГБЦ требует замены поврежденных комплектующих и применения современного оборудования для диагностики состояния агрегата.

Снятие и разбор

Ремонт блока цилиндров автомобильного двигателя выполняется после демонтажа. Если требуется замена маслосъемных колпачков, выполнять демонтаж нет необходимости. Перед работой готовятся необходимые инструменты, сальники, прокладки. В ремкомплекте для дизельных моторов нет прокладки головки, она покупается отдельно.

Сначала регулируется позиция коленчатого и распределительного валов, отметки на них должны совпадать. В машинах российского производства эта процедура не выполняется, в зарубежных моторах фазы газораспределения устанавливаются с трудностями, поэтому на деталях ставятся отметки.

В инструкции по ремонту машины разных марок указано, как снять ГБЦ. Специалисты рекомендуют использовать общие приемы для этого:

  • Сначала ослабляются средние болты на 0,5-1 оборот, потом остальные. Это сдерживает колебания на головке, когда одно из креплений полностью зажато, а другое ослаблено.
  • На головке блока разных иномарок устанавливаются вакуумные трубки, все разъемные магистрали отмечаются или закрашиваются. Запомнить положение всех комплектующих не удастся, рекомендуется сделать видеозапись разбора.
  • Из головки понимаются клапаны, для этого применяются инструменты рычажного типа, которые при надавливании на тарелку и пружины одновременно прижимают клапан в обратном направлении.

Некоторые мастера научились разбирать ГБЦ грубым способом, для этого к тарелке пружины прикладывают металлическую трубу и бьют по ней молотком. Такой метод разбора недопустим, тарелка пружины оставит царапины на стяжке клапанов в месте расположения съемных колпачков. Иногда клапан деформируется, если у него стержень слишком тонкий.

Разобранная головка очищается, моется, удаляются устаревшие прокладки, выполняются проверки, измерение функциональных элементов.

Инструменты для ремонта двигателя и головки блока цилиндров:

  • Устройство для вдавливания колпачков.
  • Микрометр для замера степени износа комплектующих.
  • Развертка для работы с новыми втулками.
  • Инструмент для выпрессовки и запрессовки.
  • Устройство для распаривания клапанов пружин.
  • Комплект зенкеров для восстановления седел клапанов.
  • Электроплитка для термообработки перед запрессовкой.

В автомагазинах доступны необходимые комплекты запчастей для ремонта ГБЦ.

Неисправности

Моторы часто ломаются по таким причинам:

  • Деформируются клапаны.
  • Повреждена поверхность ГБЦ из-за перегрева.
  • В головке возникают трещины.
  • Направляющие втулки деформируются.
  • Стираются седла.

Типичные неисправности:

  • Для проверки нижней плоскости используется лекальная линейка и комплект щупов. Если ширина зазора больше допустимой, выполняется шлифовка.
  • Подшипники и шейки кулачкового вала деформируются. Для измерения применяются микрометр, для каждой модели мотора есть свои допустимые размеры. Если детали слишком изношены, они подлежат замене.
  • Внешнее состояние поверхности тоже оценивается, недопустимы механические повреждения, потертости, углубления и т. д.
  • Стержни клапанов и втулок постепенно стираются, детали с высокой степенью отклонений по размерам заменяются.
  • Если возникает люфт при движении клапанной втулки, требуется установка новых комплектующих.
  • Повреждения седел, рычагов, коромысла, кулачков определяются по внешним признакам. Если фаска на клапане деформируется и стержень остается целым, возможно повторное использование после обработки.
  • На головке появляются заусеница, засечки удаляются методом шлифовки.

Для чистки применяются такие технологии:

  • Пескоструй.
  • Холодная промывка.
  • Горячая термообработка.
  • Воздействие ультразвукового оборудования.

 

Распространенные дефекты клапанного механизма:

  • Деформация полной поверхности, пружина слишком сильно прижимает клапан, коленвал быстро вращается, мотор перегревается, используются детали, плохо взаимодействующие с никелированным топливом.
  • На головке клапана появляются углубления в виде чашки. Слишком маленькая щель между втулкой и стержнем клапана, масло грязное, плохо выполненная настройка выпускного механизма.
  • Неисправность стержня клапана, стертые направляющие, деталь свободно двигается в седле, деформация направляющей втулки вызывает усиленный расход смазки, появляются вредные примеси.
  • Ломается торец клапана.
  • На головке появляется нагар из-за преждевременного зажигания и попадания смазочных веществ в камеру сгорания.
  • Механические повреждения после взаимодействия с поршнем или прочими компонентами клапанного механизма, пружина прижимает клапан, направляющая втулка стирается.

Подводим итоги

ГБЦ часто моют в воде со специальной химией, не повреждающей комплектующие, такие средства хорошо очищают алюминиевые головки.

Когда применяются абразивные компоненты, с деталей удаляется верхний слой, поэтому рекомендуется доверять такую работу только специалистам, которые знают, как пользоваться реагентами.

Магнитно-порошковая дефектоскопия проводится при поиске неисправностей. Металлический порошок насыпают на поверхность ГБЦ, сразу на сторону ставятся магниты. Порошок попадает в трещины, углубления, чтобы их было легче заметить. Красящая жидкость помогает выявить повреждения в чугунных и алюминиевых изделиях, вещество наносится на чистую поверхность, иногда применяется мел. Диагностика с помощью давления выполняется в смазочной системе, ГБЦ иногда кладется в воду.

Для этого закрываются все выходы по контуру смазочной системы, по которой проходит масло. В эту область под давлением направляется воздух, поверхность изделия обрабатывается мыльной пеной, на поврежденном участке появляются пузырьки. Это недостаточно надежный метод, поскольку трещины расширяются после монтажа головки.

Каналы контура системы охлаждения герметизируются, помещаются в горячую воду, в систему подается под давлением воздух, по месту появления пузырьков выявляются повреждения. Таким же методом определяется герметичность других систем, ГБЦ можно диагностировать в разных температурных режимах.

Вакуум-тестер быстро определяет неисправность, но с меньшей точностью. После такой проверки своими руками произвести ремонт ГБЦ не получится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: