От чего зависит качество знаний?

Обучение, конечно, двусторонний процесс. Усвоение знаний зависит, как от ученика, так и от преподавателя. Но в большей степени качество знаний – результат профессионального подхода учителя. От искусства преподавания зависит, конечно, не всё, но многое. Можно подумать, если ученик не готов, ленится, не хочет воспринимать новые знания, то и самая лучшая на свете методика не поможет, но… Даже в этом случае можно подготовить и заинтересовать ребенка. Кто это может сделать? Может сам ребенок, родители, преподаватель. Главное, что ситуация не безвыходная.


Кстати причин, почему у ребенка нет желания учиться, немного. Причины универсальны для всех и от них зависит качество знаний.
Качество знаний напрямую зависит от нескольких принципов. Эти правила полностью применимы к самообразованию, когда Вы одновременно выступаете в роли ученика и учителя для самого себя. Когда эти принципы нарушаются, то учиться становится сложно и скучно. Любой новый материал в этом случае усваивается с трудом. О каком качестве знаний можно тогда говорить? Вот эти принципы:


1) Постепенность. От простого к сложному, от сложного к еще более сложному. Или от простого к еще более простому, что правильнее (ведь когда с-ложно, то с-ложью). Подавляющее большинство препятствий в обучении возникает из-за нарушения постепенности обучения.

Бессистемный подход в освоении любого предмета запутает любого человека. Давно сказано: «последующее следует за предыдущим». Если мы не сделали предыдущего, но начали делать последующее - в результате получаем головную боль и отвращение к новым знаниям.

Попробуйте сразу (с ходу) сесть в истребитель и взлететь. Очевидно, что у вас не получится из-за того, что пропущены существенные шаги в обучении пилотному делу. Вы ничему не научитесь, если не будете соблюдать принцип постепенности. Всему нужно учиться маленькими шагами, один за другим, не нарушая порядка – постепенно.

2) Наглядная подача материала. Наглядно преподносить – значит образно, очень конкретно, с помощью подручных материалов демонстрировать, с картинками и фильмами. Такая образная демонстрация крайне важна. Если человек не имеет представления о том, что он изучает, то и усвоить качественно знания он не сможет. Причем очень конкретного представления о предмете изучения - форма, цвет, запах и т.д.

Важно абстрактные понятия сделать для человека материальными (полностью или частично). Если Вам рассказывают про обезьяну, но Вы никогда не видели обезьян - вряд ли Вы качественно усвоите материал о обезьянах. Человеку, который не видел животное никогда, будет представляться что-то очень непохожее на обезьян.

Нужно понять, что когда вы что-то изучаете, но у Вас нет четкого представления о предмете – учиться будет тяжело. Материализуйте предмет у себя в мыслях с помощью картинок, фильмов. Если возможно – постарайтесь увидеть предмет изучения в реальности. С помощью подручных средств смоделируйте действия предмета. (ручки, игрушки, бумажки – все подойдет для простых манипуляций). Все это поможет получить реальное представление. Учиться сразу станет намного легче.

3) Простота подачи материала, без заумных слов и понятий. Это критерий профессионализма преподавателя. Когда человек прекрасно ориентируется в какой-то теме, то и объясняет очень доступно, понятно.

Вы можете прочитать внушительный объем текста, но можете всё забыть по прочтении. Это происходит оттого, что Вам встречались непонятные слова. Вы ничего не запомните или запомните крайне мало, если преподаватель в своей лекции будет постоянно оперировать непонятными, заумными терминами, не объясняя их значения. Если непонятные слова встречаются при обучении – их нужно обязательно прояснить, посмотрев значения в словарях.

Кстати когда Вы в последний раз заглядывали в словарь? Смотреть значения слов – важно, причем не только для обучения. Часто разногласия, непонимание, ссоры между людьми возникают именно из-за непонятых слов. Один понимает одно, другой – другое, а произносят одинаковые слова. Ведь у слов (особенно в русском языке) часто много значений, особенно у самых простых. И что уж говорить о понимании в обучении, когда все мы понимаем что-то одно по-разному?


Вот мы рассмотрели основные принципы правильного подхода в обучении. Нарушение этих принципов порождает препятствия в учебе. И качество знаний напрямую зависит от того, насколько хорошо эти препятствия преодолеваются.
Успехов Вам в учёбе!


Автор – Марина Овсянникова



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: