Арахнофобия, или Кто страшнее всех на свете?
Если бы в мире была создана организация для тех, кто боится пауков, я бы точно была ее знаменосцем. По-моему, нет существа страшнее, чем паук. Все доводы типа «ты всегда сильнее его» меня никогда не убеждали. Эти страшные лапы, передвигающиеся сами по себе, меня вводят в состояние паники, смешанной со ступором.
Этот страх роднит меня с миллионами людей, страдающих арахнофобией. Это вид зоофобии, боязнь членистоногих. Но согласитесь, ни одно из них не вызывает такого омерзения, как паук. Этот страх всегда казался мне вполне естественным. Но однажды я подумала — ведь если все фобии имеют свои корни и причины, то и «это „жжж“ неспроста»… Так и есть.
Как правило, начинается все в детстве. Вы не всегда можете вспомнить тот самый момент, когда начали бояться пауков, но в подсознании он остается. Ребенку паук редко кажется забавным — скорее страшным. Все потому, что чем сильнее существо отличается от человека, тем больший страх оно внушает. Лично мне кажется, что дело в лапках — их расположение и «всеохватывающий» масштаб создает абсурдное, но стойкое ощущение, что они обхватят и тебя…
Еще одной причиной, даже более весомой, можно назвать то, что паук — существо неожиданное. В том смысле, что его всегда можно встретить там, где меньше всего этого ждешь. Вспомните, ведь вы всегда вздрагиваете, когда в комнату тихо кто-то входит и начинает разговаривать с вами — неожиданность учащает сердцебиение, и вы испытываете некий страх и тревогу, хоть понимаете, что ничего особенного не произошло. Так и здесь: вы, к примеру, вытираете пол и в самом дальнем углу видите его — маленького и незаметного паучка. Он, вероятно, не очень-то хотел с вами встречаться, но такое внезапное свидание доставит вам мало приятных эмоций. В местах захламленных (к примеру, на чердаке) вы, наверняка, заподозрите присутствие пауков и заведомо будете бояться. Тем не менее, в поверье о том, что убивать домашних пауков нельзя, люди верят…
Очень часто бывает так, что боязнь пауков — это наследственное явление. Или же приобретенное в результате общения с людьми, которые страдают арахнофобией. Ведь страх — самая сильная человеческая эмоция, и мы всегда уверены, что если он возникает, то по определенной причине, возможно, не всегда понятной нашему сознанию.
Сам же этот страх выражается прежде всего в стойком отвращении, в физическом неприятии паука, самого его вида. Бедные, Бог создал их такими, а они и не знают, что настолько омерзительны для человеческого рода… Второй фактор — это страх перед той опасностью, которую несут в себе ядовитые пауки. В последнее время разговоры о тарантулах и каракуртах звучат все чаще — в связи со случаями укусов, предостережения так или иначе остаются в памяти, и создают еще больший страх перед пауками.
Научно доказано, что история не знает о существовании гигантских пауков, которые наносили бы вред человечеству — на протяжении веков их внешний вид практически не изменился. Значит, об эволюционном страхе тоже говорить не приходится. А вот географически эта фобия распределилась неравномерно. Наш континент наиболее напуган, азиаты же относятся к паукам спокойнее, а некоторые даже употребляют их в пищу. Конечно, это совсем не значит, что если я перееду жить, скажем, в Китай, пауки станут моими лучшими друзьями. Это значит, что исторически к ним сложилось другое отношение — возможно, в силу менталитета или других обстоятельств.
Сейчас психологи знают пути устранения арахнофобии. И активно их используют. Как правило, это прямой контакт с объектом «обожания» — человек должен сам преодолеть страх в безопасных условиях. Многим это удается. Кто-то боится такого лечения и страдает от любого возможного контакта (пусть даже одностороннего и виртуального) с пауком. А кто-то мирно сосуществует с этой фобией, или подавляя страх, или не показывая его, или же учась управлять им. Какой бы путь ни выбрали вы, главное, чтобы он ни в коем случае не нарушал вашего душевного спокойствия.
P. S. Пока я писала статью, три раза содрогнулась от вида паука, подбирая картинку и пять раз подумала о том, что он может быть у меня под столом… Учусь справляться…