Чем знаменателен день 11 августа в православном и народном календарях?
В православной традиции 11 августа почитается святой мученик Каллиник, который родился в Киликии то ли в третьем, то ли в четвертом веке н. э., был воспитан в христианской вере, а повзрослев, отправился по городам и весям с проповедями, пока не добрался до галатийской Анкиры, где пробыл довольно долго.
Здесь он был арестован, доставлен к правителю Сакердону и после допроса за отказ обратиться в языческую веру подвергнут жестоким пыткам: его били воловьими жилами; подвесив к дереву, строгали тело железными гвоздями; а потом обули в железные сапоги с подошвами, в которые были вмонтированы гвозди остриями внутрь. Все мучения святой мужественно переносил и даже молитвой сотворил источник, когда путники изнемогали от жажды. Когда прибыли в Гангры, Каллиника поставили возле самого пламени печи, и он сам, без приказа или физического насилия со стороны мучителей, вошел в огонь.
Однако Калинов день (Вещий Калинов день, Калинник, Калинники) в календаре народном существовал на Руси с более древних времен. А назван так он был в честь калинников, красных молний, посверкивающих на вечерней заре. Сакральный смысл этого дня заключался в обряде Тризны, во время которого осуществлялись проводы усопших, пропавших без вести или не преданных Земле с соблюдением необходимых ритуалов.
Считалось, что калинники, наблюдаемые 11 августа — не что иное, как средство сбора неприкаянных душ богиней Зарей, отправляющей их в Ино. Предполагалось, что души не похороненных должным образом или «заложных» покойников очень активны в ожидании этого сбора. Вот почему Калинник называли еще и Днем привидений. С другой стороны, «вечерами и ночами зарницами калинник грозит, осенние грозы насылает». Немудрено, что в народном сознании и имя святого Калинника трансформировалось в «Калинник».
Из природных явлений (прежде всего, в северных местностях) обращали внимание также на то, не нагрянут ли ранние заморозки, губительные для урожая хлеба. Приговаривали: «пронеси, Господи, Калинники мороком (то есть туманом, сыростью), а не морозом». Существовало поверье: «калина не заклинит, так и Лупп (5 сентября) не залупит»; «если на Калинов день не будет заморозков, так и Лупп не заморозит»; «Калинник калит — воздух морозит». Отношение к туманам в этот день было неоднозначным: «Коли на Калинники туманы, припасай косы про овес с ячменем». А вот для пчелиного народа они были неблагоприятны.
Во многих местах пекли калинники — пироги с калиной. В. И. Даль, например, описывал такой рецепт: «Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом — и на противень, в печь — на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством — открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется — и вот он, пирог с калинкой, со сладенькой, с лесным душком!». Другой способ заключался в том, чтобы тесто замесить на калине и испечь в виде пирога. Иногда к калиновой начинке добавляли морковную.
Кроме того, калину толкли с медом. Для этого ягоды (1 кг) пересыпали сахаром (300 г) и ставили на 5 суток в холодное место, а затем добавляли мед (100 г).