Рубенс, «Похищение Прозерпины». Жизнь пополам?
Девушки грабят убранства полей. Эта лилия с темной фиалкой Переплелася, а та майораном опутана нежным. Эта в созвездьи из роз, а та вся бела от крушины… Между другими и дочь плодоносной богини пылает Жадным стремленьем цветы собирать. То она наполняет Ивовый короб своей полевою добычей изящной, То заплетает венок и его на себя надевает… (Клавдиан, Похищение Прозерпины)
«Дочь плодоносной богини» — это Прозерпина (или Персефона — в греческом варианте). Она — дочь Цереры (греческий вариант — Деметра), богини плодородия.
Девочка-богиня бегает со своими подружками по лугу, радуется жизни, собирает цветы и в корзинку, и в подол своего хитона. И хочет быть первой, опередить подруг в этом занятии. И корзинка, и подол уже полны…
Все цветет, все такое радостное, ничто не предвещает никаких неожиданных поворотов. И вдруг — появляется некто на золотой колеснице с четверкой черных коней, хватает нашу красавицу и тащит неизвестно куда:
Пока Прозерпина резвилась В роще, фиалки брала и белые лилии с луга, В рвенье девичьем своем и подол, и корзины цветами Полнила, спутниц-подруг превзойти стараясь усердьем, Мигом ее увидал, полюбил и похитил Подземный — Столь он поспешен в любви! (Овидий, Метаморфозы)
Подземный — это Плутон (в греческом варианте — Аид), бог подземного царства, из которого смертные не возвращаются. Его внезапно обуяла любовь к Прозерпине. И он стащил ее из-под носа подружек, матери, тетки и сестры.
К слову, сестра и тетка — тоже богини. Сестра Прозерпины — Афина Паллада, тоже дочь Юпитера (в греческом варианте — Зевса). Еще одна сестра Прозерпины (дочь Юпитера) — Артемида. Юпитер и Плутон — братья. Короче, все они очень близки по крови. И получается так, что Аид крадет свою племянницу, да еще (как до нас доносят древние) с согласия отца, Юпитера! Вот папаша! Сплошное безобразие по нынешним понятиям!
Девочка напугана, растеряна, к тому же все ее цветы рассыпались. И вообще, она не представляет себе, кто и куда ее тащит. А вор (иначе не назовешь) гонит свою упряжку к себе. Куда? В подземное царство. И пытается успокоить свою добычу:
О, перестань крушиться печальной, Прозерпина, думой, Мучиться страхом пустым: величайший дан будет скипетр В руки тебе, и супруга достойного ты получаешь. Сын я Сатурнов, и мне подчиняются силы природы, Власть проникает моя в беспредельную бездну пространства. (Клавдиан, Похищение Прозерпины)
Вроде как, «будешь ты царицей мира» — правда, неживого. И будешь править там не чем-нибудь, а мертвыми душами!
Однако эти речи не успокоили девочку, она обращается к своему отцу, Юпитеру:
О, мой отец! Предать меня неужели решил ты Лютому царству теней и из мира меня удаляешь! Разве не знаешь любви? Незнаком совершенно с отцовским Чувством? Какою виною я в тебе этот гнев пробудила? Счастливы девы, иным похитителем взятые! Им хоть Солнечным светом дано наслаждаться, всеобщим для мира! А у меня отнято одновременно с девством и небо, Вместе со светом теряю и стыд! Покинувши землю, Пленницей ныне иду к стигийскому в рабство тирану! (Клавдиан, Похищение Прозерпины)
«Пленницей ныне иду к стигийскому в рабство тирану»: Стикс — это ужасная река в подземном царстве, которая протекает по ужасным болотам, и над ней безраздельно царствует ужасный тиран Плутон.
Юпитер оставил эту мольбу без ответа, попросту отдал дочь в руки вора.
Мама спохватилась, ищет дочь, спрашивает всех, где она, — и не находит ответа. Меж тем Прозерпина уже стала владычицей подземного царства. Мать безутешна, она в горе перестала следить за урожайностью, земля сохнет, народ голодает и вымирает потихоньку.
В конце концов ей удается выяснить, кто украл ее дочь и где она. Пораженная до глубины души (если так можно сказать о богине), она добирается до Юпитера. Вот слова, с которыми она выступила перед верховным владыкой:
Дочь я нашла, наконец, которую долго искала. Ежели только «найти» означает «утратить» иль если Знать, где она, означает найти! Прощу похищенье, Лишь бы вернул он ее, затем, что грабителя мужа Дочь недостойна твоя, — коль моей уже быть перестала! (Овидий, Метаморфозы)
Дочь есть, но там, где нет жизни. Мать готова забыть похищение, если дочь к ней вернется. А вообще, этот ворюга недостоин быть мужем Прозерпины.
Юпитер ответил ей несколько неожиданно — он защитил похитителя, да еще ссылаясь на интересы дочери:
Царь ей богов возразил: «Для обоих залог и забота Наше с тобою дитя. Но ежели хочешь ты вещи Правильным именем звать — то это ничуть не обида; Наоборот, то — любовь. И зять нам такой не постыден». (Овидий, Метаморфозы)
Другими словами: ну, украл, ну и что? У него божественной силы не меньше, чем у меня. Мать, соглашайся! Ведь он украл по любви!
«Дай лишь согласье свое. Не касаясь иного — не мало Братом Юпитера быть! У него же и много иного. Жребием только своим меня он пониже. Но если Так их жаждешь развесть, да вернется в эфир Прозерпина, Но при условье одном, чтоб там никогда не вкушала Пищи: парками так предусмотрено в вечных законах». (Овидий, Метаморфозы)
(«Парками так предусмотрено»: парки — это богини судьбы. )
Все решено: Прозерпина возвращается к матери! Но ей нельзя кушать до возвращение наверх, в живой мир. А это условие она не выполнила: выдавила себе в рот сок от нескольких зернышек граната. И тогда Юпитер принял половинчатое решение:
И между братом своим и печальной сестрою посредник, — Круг годовой разделил на две половины Юпитер. Ныне — равно двух царств божество — проводит богиня Месяцев столько ж в году при матери, сколько при муже. (Овидий, Метаморфозы)
Теперь полгода Прозерпина будет в живом мире, полгода — у своего мужа, в подземном царстве.
У Рубенса на полотне «Похищение Прозерпины» староватый мужчина схватил цветущую девушку (да так схватил, что она осталась почти обнаженной), сел с ней в колесницу и отбивается от трех женщин. Ему помогают два амурчика с плетками в руках — они погоняют коней.
Что за женщины спасают девушку с закатившимися от ужаса глазами, можно сказать, полумертвую? Кто этот мужчина с безумным взглядом? Мужчина — Плутон. Девушка — Прозерпина. Женщина в красивой воинской каске — сестра Прозерпины, Афина Паллада, богиня, дочь Юпитера. За ней следует еще одна сестра Прозерпины — Артемида, богиня охоты. Последняя в этой череде, видимо, одна из нимф, с которой Прозерпина собирала цветы. Цветы уже высыпались из подола, и опрокинутая корзинка валяется под колесами. Женщины пытаются остановить вора, но безуспешно, повозка рвется прочь.
Вот уже в колеснице в плену Прозерпина И умоляет богинь. Лик Горгоны открыла Паллада; Лук натянувши, спешит на помощь богиня Делоса. (Клавдиан, Похищение Прозерпины)
Так описывает похищение Клавдиан. Рубенс, очевидно, следовал тексту Клавдиана. («Богиня Делоса» — Артемида. «Лик Горгоны открыла Паллада» — у Афины Паллады на щите было лицо Горгоны Медузы, взгляд которой убивал все живое. Естественно, на Плутона это не подействовало. )
Итак, Плутон украл Прозерпину, привез ее в свое царство. Жизнь (в нашем обычном понимании) для нее закончилась. В загробном царстве она стала царицей. И только решение Юпитера (полгода — среди живых, полгода — среди мертвых) делает эту легенду не такой ужасной.
P. S. Миф о похищении Прозерпины вдохновил древнего писателя Клавдиана сочинить поэму в честь этого события. И все бы ничего, если бы не последние строки его творения:
Девушку в брачный чертог ведут. В одеянии звездном Брачная близится ночь и, касаясь ложа супругов, Благословляет их вечный союз обещаньем потомства. (Клавдиан, Похищение Прозерпины)
Это «обещанье потомства» звучит довольно странно в приложении к царству мертвых. Какое потомство может быть в подземном мире? Кого они собираются рожать?
Кажется, Клавдиан переусердствовал. Слегка.