Эксперты объяснили, почему в столице резко увеличилось число дорожных заторов

Без навигатора практически невозможно проехать сложную развязку

Середина мая отмечена резким ростом числа заторов на московских дорогах. Несколько километров между соседними районами на автомобиле люди в рабочее время преодолевают за час и более. Эксперты и общественное мнение указывают на две причины коллапса: частичную блокировку в столице спутниковой навигации, а также дорожные работы на МКАД и Третьем кольце. С чем на деле связано осложнение дорожной обстановки — выяснял «МК».

Эксперты объяснили, почему в столице резко увеличилось число дорожных заторов

Водители-профессионалы сравнивают ситуацию нынешнего мая с предновогодними и предсентябрьскими пиками. «В мае такого не видел никогда, — признается таксист Максим Жмуров. — Пока такое на дорогах творится, решил уйти во внеплановый отпуск, взял семью, еду на море». По словам собеседника «МК», во вторник 16 мая из окрестностей метро «Беговая» до Плющихи с пассажирами он добирался около двух часов.

По 10-балльной шкале в основных картографических приложениях уже несколько дней в Москве налицо 7 — 8-балльные пробки. Таксисты прежде всего обвиняют в этом масштабный ремонт дорог, который начался в столице вместе с теплым сезоном. «Раскопан МКАД, раскопана «Трешка», в результате все стоит», — заявил «МК» владелец небольшого таксопарка Равиль М.. По его словам, пассажиры часто жалуются по телефону обратной связи, что водитель не может найти «быструю» дорогу и стоит в пробке. «Объясняю, что это и есть кратчайший маршрут, — говорит собеседник «МК». — А ездить по дворам и какими-то тропами — почти невозможно, потому что навигатор во многих местах путается».

Это — сбои привычных навигационных приложений — оказывается второй фундаментальной причиной заторов. «Ужасно работает, точнее не работает навигатор, — отмечает автоэксперт Александр Шумский. — На окраинах ещё более-менее, но находясь в центре, можно увидеть себя на другой улице или в другой части города».

Причина таких сбоев очевидна: с начала мая полеты любых гражданских дронов над городом запрещены. А чтобы обеспечить этот запрет, в центре города и других особенно важных и режимных местах навигационный сигнал спутников, предназначенный для гражданского применения, искажается специальной аппаратурой. Результат — сбой почти всех «цивильных» навигационных приложений (и значительные сложности в работе в таких зонах всех современных сервисов, от каршеринга до доставки). 

— Может, люди без навигаторов так разучились ездить, что стали больше пробки? — предполагает Шумский. Опрошенные «МК» водители и специалисты рассказали сразу о трех факторах, при помощи которых сбои либо отключение навигации может повлиять на дорожное движение.

— Во-первых, новое поколение водителей действительно разучилось ездить без навигатора, — говорит Алексей Лопанский, инструктор по вождению с 30-летним стажем. — И у таксистов, и у частников всегда перед глазами экран, там и подсказки, куда поворачивать, и камеры, и все на свете. Поэтому теперь уже периферийное зрение — на дорогу, а в основном смотрят именно на экран. Я курсантам не разрешаю гаджеты, но это бесполезно — конечно, они первым делом телефон ставят на панель и так едут, как только оказываются за рулем.

— Конечно, первые 10 лет своего водительского стажа я проездил без всяких навигаторов, просто потому что их не было, — рассказал «МК» Артемий, водитель со стажем с 2001 года. — Но в последние годы вожу только с навигатором: в нем есть все актуальные перекрытия, а также предупреждение о камерах, без этих подсказок я бы разорился на штрафах. Нет, ездить везде 60 км/ч не могу — иначе никуда не успею!

— Мне актуальнее всего информация о пробках, поскольку стоять в них я ненавижу, лучше дольше ехать, чем короче стоять, — говорит Анна, за рулем с 2006 года. — Кроме того, привыкла к тому, что навигатор подсказывает кратчайшую дорогу с учетом пробок — правда, в последние годы он все чаще обманывает.

Вторым фактором оказалось то, что GPS-навигация служила для многих «контрольным спидометром», отображавшим точную скорость движения. Сейчас в центре и ряде других районов Москвы этот способ контроля скоростного режима не работает — в результате люди, опасаясь штрафов, едут медленнее, «по спидометру», занижающему показания примерно на 10 км/ч. 

Наконец, третий фактор — в том, что навигация по гаджету стала чуть ли не единственным реальным способом корректно с точки зрения ПДД проезжать незнакомые повороты и развязки. «То, что сейчас происходит со спутниковой навигацией в Москве, обнажило большую проблему: за минувшее десятилетие водителей в столице приучили быть придатком к навигатору, — утверждает источник «МК» в столичном главке ГИБДД. — Еще в 2000-е годы при организации дорожного движения по развязкам закладывалось требование «читаемости с листа»: важно было, чтобы водитель мог проехать незнакомую развязку правильно с первого раза, пользуясь указателями. Это была целая наука: рассчитывались точки принятия решения, исходя из их расположения устанавливались указатели. Сейчас все стало практически «нечитаемым»: виной сложные развязки, а главное, небольшие разрывы для перестроения из-за выделенных полос общественного транспорта».

По словам собеседника «МК», требование о «читаемости» просто де-факто отменили за невыполнимостью: и водители, и принимающие инстанции рассчитывают на езду по навигатору. Что бывает в случае его сбоев — видно на дорогах прямо сейчас. Возможен ли откат к стандартам «читаемости» трассы вручную, если нам предстоят еще несколько лет без корректной навигации? Хотелось бы верить, но — в ряде случаев (например, новые развязки) это уже , кажется, технически невозможно…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: